ГУК ТО «ОЦРК»
  • Все категории
  • Центр народного творчества
  • Центр развития кино
  • Методический центр по образованию и повышению квалификации
  • Ремесленный двор Добродей
  • Центр проектной деятельности
  • Медиа-центр
  • НП "Культура"
  • Год культурного наследия народов России
  • Школа креативный индустрий
С
По
300025, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1А, Б

Технология приготовления Одоевских каравайцев в селе Стояново Одоевского района Тульской области

ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Наименование ОНЭД

«Технология приготовления Одоевских каравайцев в селе Стояново Одоевского района Тульской области»

Историко-географические характеристики бытования ОНЭД

Места бытования:

Современное место бытования
Российская Федерация, Тульская область, Одоевский район, село Стояново.

Сведения о формировании
Российская Федерация -> Тульская область -> Одоевский район ->село Стояново.

Дата формирования: 1616 г.

Краткое описание ОНЭД

Село Стояново находится в Одоевском районе Тульской области. Первое упоминание относится к 1616г. в «Дозорной книге поместных и во́тчинных земель в станах Деревском, Богоявленском и Площацком, письма и дозора Ивана Шулепова и подъячаго Ивана Федотьева», где сказано, что село Никольское Стояново расположено на речке Сижинке, а в селе есть деревянная церковь Великого Чудотворца Николы. Название села звучало как Стояново-Никольское и происходило от названия приходского храма и от открытого высокого места, на котором стояло село и Николаевская церковь. По преданию, на этом месте было стояние татар при подступе к Одоеву. Время образования прихода не установлено, но известно из очерков П.И. Малицкого, что каменный храм был построен в 1777 г. во имя Св. Николая Чудотворца на средства помещика-полковника Батвиньева. К приходу относились еще несколько деревень.

За четыре века существования села Стоянова в нём сложились свои традиции и обычаи. Праздничная трапеза была связана с обрядовыми блюдами: на Масленицу пекли блины, на Пасху-куличи, на свадебный пир выпекали караваи – пшеничный хлеб на молоке, с яйцами и маслом. Готовили и «каравайцы». Название этого изделия приводится в толковом словаре В.И.Даля: «Караваец м. тул. крутая каша, запеченная в миске, латке и выпрокинутая. Каравайцы ряз. пшеничные блины» . Данное Далем толкование слова свидетельствует, что «каравайцы» были известны в первой половине XIX века.

В Одоевском, Суворовском, Белевском, Дубенском и Арсеньевских районах блины, приготовленные на Троицу, называли «каравайцы». В селе Стояново блюдо, приготовленное из вареной крупы - гречневой, рисовой или пшенной, с добавлением яиц, сахара и масла и занимавшее особое место в традиционной выпечке, называли также «каравайцы». Таким образом, было два значения у данного блюда – использовались как блины на Троицу и в качестве пирога на основе крупы в повседневной и праздничной жизни односельчан, информацию о которых мы представляем в описании. Жительницы села Стояново вспоминали: «…Ой, как мы каравайцы любили, я их из гречки делала, целое ведро как наготовлю», «…на столе щи, холодец, мясо, каравайцы» - традиционное блюдо готовили в каждой семье.

Историко-географические и социокультурные характеристики ОНЭД

Состояние бытования: В настоящее время приготовлением традиционной пищи - Одоевских каравайцев жительницы села Стояново не занимаются из-за отсутствия продолжателей традиции. Село Стояново малочисленно, на летний период приезжают, в основном, дачники.

Риск исчезновения: Современное состояние традиции приготовления каравайцев в селе Стояново можно охарактеризовать как угасающее, что представляет собой угрозу существованию традиции.

Исключительность/Ценность: Ценность Одоевских каравайцев заключается в способе приготовления и рецептуре блюда, который из поколения в поколение передавали друг другу жительницы села Стояново.

Форма бытования: Аутентичная.

Исторический аспект: Стояново – место известное в Одоевском районе. Прежде это было большое село, где уже в 1887 году была при церкви школа в специально выстроенном каменном здании, в 1890 году открыта Школа грамоты, позже переименованная в церковно-приходскую.

Стояново было барским селом. В стояновских лесах проводились даже великокняжеские охоты, на которые съезжалась вся окрестная знать. О прошлом Стоянова напоминают живописные пруды на въезде в село, получившие названия: Зеленый, Барский, Деревенский.

Стояново – это куст деревень, включавший в себя: Стояново (центральная, самая большая деревня), Поповку (близ Никольской церкви), Сомово, Брусну, Никольское и Индюхи (она же Бутырки). Сами жители делят Стояново на две части: одна часть (д. Стояново, Сомово, Поповка, Брусна) – «христианская», другая (д. Индюхи и Никольское), отделенная от остальных глубоким оврагом, – «вольные». «Христианские» деревни были «барскими» и платили местным помещикам оброк. Деревни, по словам старожилов, различались и костюмами: «индюшки» [жительницы д. Индюхи] носили сарафаны с «манишками», которые надевали под сарафан («шубку»), а также домотканые полосатые юбки, считались «богатыми», у стояновских баб [из «христианской» части деревни Стояново] были клетчатые поневы.

Определенная традиция прослеживалась не только в одежде, но и в организации быта и жизненных циклов крестьянина. Свадьба как отражение одного из самых значимых этапов жизненного цикла человека, включала в себя определенные традиции. Непосредственно перед свадьбой в домах невесты и жениха в селе Стояново пекли караваи – обрядовую выпечку. В Стоянове на каравай жениха прикрепляли сделанные из теста фигурки двух птичек, высотой около 10 см. Оба каравая ставились на стол – в дом невесты (до венца) и в доме жениха (после венца). Во время свадебного застолья важным этапом было деление каравая. Под звучание специальной песни («Друженька каравай кроит») дружок резал каравай на части над головами молодых (молодые в этот момент должны стоять, склонив головы). Куски каравая клали на стол, где их постепенно разбирали все сидящие за столом во время первого стола (свадебный пир включал в себя первый и второй обед).

Говоря об Одоевских каравайцах, стоит отметить, что пекли их в праздничные дни, занимались приготовлением старшие женщины в семье – бабушки, мамы. Традиция выпекания передавалась от старшего поколения к подрастающему. Девочки в семье запоминали технологию, и, подрастая, обретя статус замужних женщин, занимались выпечкой самостоятельно.

Социологический аспект: Одоевские каравайцы пекли старшие женщины в семье в праздничные дни.

Сведения о действиях над ОНЭД

Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Организация и проведение фольклорно-этнографической экспедиции специалистами МБУК «Одоев-город музей»
Проводится: 2022 г.
Исполнитель: МБУК «Одоев-город музей»
Место действия: село Стояново, Одоевский район, Тульская область.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНЭД

Способы передачи ОНЭД:
В настоящее время приготовлением каравайцев в селе Стояново не занимаются, так как традиция угасает, нет необходимости, по словам местных жителей, готовить каравайцы, рецепт остается в памяти как воспоминание о детстве.

Предметно-технологические характеристики ОНЭД

Технология приготовления:

Традиционно Одоевские каравайцы выпекали из рисовой, пшённой или гречневой крупы. Ими делились с соседями, угощали своих родных, особенно детей. Выпекали каравайцы, когда у хозяйки были необходимые продукты для приготовления. Иногда ингредиенты могли заменять – если не было, например, молока в доме, могли использовать воду.
Перед выпеканием подготавливали печь, использовали хворост, его сушили, клали в печь, растапливали, затем подкладывали дубовые дрова. Когда дрова прогорали, жар раздвигали по разным сторонам печи. Гусиным крылышком подметали «под» (согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова «нижняя поверхность в русской печи») . И на лопате на капустном листе выпекали хлеб, затем в сковороде - каравайцы.

Приготовлением каравайцев занимались старшие женщины в семье, перед выпеканием обязательно молились и говорили: «Господи, благослови», тем самым благословляли пищу. Каждая хозяйка хранила бережно рецепт приготовления блюда.

Шаг 1
В чугун насыпать 1 кг промытого риса, и залить 3,5 литра молока. Если не было молока, использовали воду.

Шаг 2
Добавить 500 гр сахара, щепотку соли и поставить в печь на 1,5 часа на медленный жар.

Шаг 3
Перемешать тщательно кашу, ввести 300 грамм сливочного масла.

Шаг 4
Необходимо дать остыть каше, после чего добавить в нее 6-8 яиц.

Шаг 5
Кашу перемешать, и выложить её в сковороду с высокими бортами.

Шаг 6
Сковороду поставить в печь на 1-1,5 часа.

Шаг 7
По истечении времени, достать готовый караваец из печи. Подать, порезав на куски.

Лица, имеющие отношение к ОНЭД:
Сафронова Наталья Александровна (1964 г.р.), Дмитриева Галина Петровна (1960 г.р.), жительницы села Стояново Одоевского района Тульской области.

Библиография
1. Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. - Тула, 1895, - С. 617.
2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4т. Т.2: И-О / Владимир Иванович Даль. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2006. - С.89. См. «каравай».
3. Романов, Д.А. Словарь тульских говоров. Часть вторая: Е-Л/ Д.А Романов, Н.А. Красовская. – Тула: ТППО, 2021. – с. 151
4. Тульская область. Одоевский край. Очерки прошлого и настоящего. – М., Институт Наследия, 2007. – С. 304.
5. Тульская область. Одоевский край. Очерки прошлого и настоящего. – М., Институт Наследия, 2007. – С. 345.
6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2018. - 736 c.

Форма фиксации: Фото/видео.
Аналитическая характеристика: Тульская область, традиционные блюда, каравайцы.

Иллюстративные материалы


Н.А. Сафронова и Г.П. Дмитриева – жительницы села Стояново Одоевского р-на Тульской обл. Фото Д.Г. Пятковской. 2022

МБУК «Одоев-город музей»

2022 – Пятковская Д.Г.

Тульская область, Одоевский район, село Стояново

Архив Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»

Сафронова Наталья Александровна (1964 г.р.), Дмитриева Галина Петровна (1960 г.р.)

Репортаж о технологии приготовления Одоевских каравайцев в селе Стояново Одоевского р-на Тульской обл.

МБУК «Одоев- город музей»

2022 – Пятковская Д.Г.

Тульская область, Одоевский район, село Стояново

Архив Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»

Сафронова Наталья Александровна (1964 г.р.), Дмитриева Галина Петровна (1960 г.р.)

  1. Паспорт ОНЭД «Технология приготовления Одоевских каравайцев в селе Стояново Одоевского района Тульской области»