ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование ОНЭД
«Технология приготовления Одоевских каравайцев в селе Стояново Одоевского района Тульской области»
Историко-географические характеристики бытования ОНЭД
Места бытования:
Современное место бытования
Российская Федерация, Тульская область, Одоевский район, село Стояново.
Сведения о формировании
Российская Федерация -> Тульская область -> Одоевский район ->село Стояново.
Дата формирования: 1616 г.
Краткое описание ОНЭД
Село Стояново находится в Одоевском районе Тульской области. Первое упоминание относится к 1616г. в «Дозорной книге поместных и во́тчинных земель в станах Деревском, Богоявленском и Площацком, письма и дозора Ивана Шулепова и подъячаго Ивана Федотьева», где сказано, что село Никольское Стояново расположено на речке Сижинке, а в селе есть деревянная церковь Великого Чудотворца Николы. Название села звучало как Стояново-Никольское и происходило от названия приходского храма и от открытого высокого места, на котором стояло село и Николаевская церковь. По преданию, на этом месте было стояние татар при подступе к Одоеву. Время образования прихода не установлено, но известно из очерков П.И. Малицкого, что каменный храм был построен в 1777 г. во имя Св. Николая Чудотворца на средства помещика-полковника Батвиньева. К приходу относились еще несколько деревень.
За четыре века существования села Стоянова в нём сложились свои традиции и обычаи. Праздничная трапеза была связана с обрядовыми блюдами: на Масленицу пекли блины, на Пасху-куличи, на свадебный пир выпекали караваи – пшеничный хлеб на молоке, с яйцами и маслом. Готовили и «каравайцы». Название этого изделия приводится в толковом словаре В.И.Даля: «Караваец м. тул. крутая каша, запеченная в миске, латке и выпрокинутая. Каравайцы ряз. пшеничные блины» . Данное Далем толкование слова свидетельствует, что «каравайцы» были известны в первой половине XIX века.
В Одоевском, Суворовском, Белевском, Дубенском и Арсеньевских районах блины, приготовленные на Троицу, называли «каравайцы». В селе Стояново блюдо, приготовленное из вареной крупы - гречневой, рисовой или пшенной, с добавлением яиц, сахара и масла и занимавшее особое место в традиционной выпечке, называли также «каравайцы». Таким образом, было два значения у данного блюда – использовались как блины на Троицу и в качестве пирога на основе крупы в повседневной и праздничной жизни односельчан, информацию о которых мы представляем в описании. Жительницы села Стояново вспоминали: «…Ой, как мы каравайцы любили, я их из гречки делала, целое ведро как наготовлю», «…на столе щи, холодец, мясо, каравайцы» - традиционное блюдо готовили в каждой семье.
Историко-географические и социокультурные характеристики ОНЭД
Состояние бытования: В настоящее время приготовлением традиционной пищи - Одоевских каравайцев жительницы села Стояново не занимаются из-за отсутствия продолжателей традиции. Село Стояново малочисленно, на летний период приезжают, в основном, дачники.
Риск исчезновения: Современное состояние традиции приготовления каравайцев в селе Стояново можно охарактеризовать как угасающее, что представляет собой угрозу существованию традиции.
Исключительность/Ценность: Ценность Одоевских каравайцев заключается в способе приготовления и рецептуре блюда, который из поколения в поколение передавали друг другу жительницы села Стояново.
Форма бытования: Аутентичная.
Исторический аспект: Стояново – место известное в Одоевском районе. Прежде это было большое село, где уже в 1887 году была при церкви школа в специально выстроенном каменном здании, в 1890 году открыта Школа грамоты, позже переименованная в церковно-приходскую.
Стояново было барским селом. В стояновских лесах проводились даже великокняжеские охоты, на которые съезжалась вся окрестная знать. О прошлом Стоянова напоминают живописные пруды на въезде в село, получившие названия: Зеленый, Барский, Деревенский.
Стояново – это куст деревень, включавший в себя: Стояново (центральная, самая большая деревня), Поповку (близ Никольской церкви), Сомово, Брусну, Никольское и Индюхи (она же Бутырки). Сами жители делят Стояново на две части: одна часть (д. Стояново, Сомово, Поповка, Брусна) – «христианская», другая (д. Индюхи и Никольское), отделенная от остальных глубоким оврагом, – «вольные». «Христианские» деревни были «барскими» и платили местным помещикам оброк. Деревни, по словам старожилов, различались и костюмами: «индюшки» [жительницы д. Индюхи] носили сарафаны с «манишками», которые надевали под сарафан («шубку»), а также домотканые полосатые юбки, считались «богатыми», у стояновских баб [из «христианской» части деревни Стояново] были клетчатые поневы.
Определенная традиция прослеживалась не только в одежде, но и в организации быта и жизненных циклов крестьянина. Свадьба как отражение одного из самых значимых этапов жизненного цикла человека, включала в себя определенные традиции. Непосредственно перед свадьбой в домах невесты и жениха в селе Стояново пекли караваи – обрядовую выпечку. В Стоянове на каравай жениха прикрепляли сделанные из теста фигурки двух птичек, высотой около 10 см. Оба каравая ставились на стол – в дом невесты (до венца) и в доме жениха (после венца). Во время свадебного застолья важным этапом было деление каравая. Под звучание специальной песни («Друженька каравай кроит») дружок резал каравай на части над головами молодых (молодые в этот момент должны стоять, склонив головы). Куски каравая клали на стол, где их постепенно разбирали все сидящие за столом во время первого стола (свадебный пир включал в себя первый и второй обед).
Говоря об Одоевских каравайцах, стоит отметить, что пекли их в праздничные дни, занимались приготовлением старшие женщины в семье – бабушки, мамы. Традиция выпекания передавалась от старшего поколения к подрастающему. Девочки в семье запоминали технологию, и, подрастая, обретя статус замужних женщин, занимались выпечкой самостоятельно.
Социологический аспект: Одоевские каравайцы пекли старшие женщины в семье в праздничные дни.
Сведения о действиях над ОНЭД
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Организация и проведение фольклорно-этнографической экспедиции специалистами МБУК «Одоев-город музей»
Проводится: 2022 г.
Исполнитель: МБУК «Одоев-город музей»
Место действия: село Стояново, Одоевский район, Тульская область.
Сведения об особенностях распространения и использования ОНЭД
Способы передачи ОНЭД:
В настоящее время приготовлением каравайцев в селе Стояново не занимаются, так как традиция угасает, нет необходимости, по словам местных жителей, готовить каравайцы, рецепт остается в памяти как воспоминание о детстве.
Предметно-технологические характеристики ОНЭД
Технология приготовления:
Традиционно Одоевские каравайцы выпекали из рисовой, пшённой или гречневой крупы. Ими делились с соседями, угощали своих родных, особенно детей. Выпекали каравайцы, когда у хозяйки были необходимые продукты для приготовления. Иногда ингредиенты могли заменять – если не было, например, молока в доме, могли использовать воду.
Перед выпеканием подготавливали печь, использовали хворост, его сушили, клали в печь, растапливали, затем подкладывали дубовые дрова. Когда дрова прогорали, жар раздвигали по разным сторонам печи. Гусиным крылышком подметали «под» (согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова «нижняя поверхность в русской печи») . И на лопате на капустном листе выпекали хлеб, затем в сковороде - каравайцы.
Приготовлением каравайцев занимались старшие женщины в семье, перед выпеканием обязательно молились и говорили: «Господи, благослови», тем самым благословляли пищу. Каждая хозяйка хранила бережно рецепт приготовления блюда.
Шаг 1
В чугун насыпать 1 кг промытого риса, и залить 3,5 литра молока. Если не было молока, использовали воду.
Шаг 2
Добавить 500 гр сахара, щепотку соли и поставить в печь на 1,5 часа на медленный жар.
Шаг 3
Перемешать тщательно кашу, ввести 300 грамм сливочного масла.
Шаг 4
Необходимо дать остыть каше, после чего добавить в нее 6-8 яиц.
Шаг 5
Кашу перемешать, и выложить её в сковороду с высокими бортами.
Шаг 6
Сковороду поставить в печь на 1-1,5 часа.
Шаг 7
По истечении времени, достать готовый караваец из печи. Подать, порезав на куски.
Лица, имеющие отношение к ОНЭД:
Сафронова Наталья Александровна (1964 г.р.), Дмитриева Галина Петровна (1960 г.р.), жительницы села Стояново Одоевского района Тульской области.
Библиография
1. Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. - Тула, 1895, - С. 617.
2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4т. Т.2: И-О / Владимир Иванович Даль. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2006. - С.89. См. «каравай».
3. Романов, Д.А. Словарь тульских говоров. Часть вторая: Е-Л/ Д.А Романов, Н.А. Красовская. – Тула: ТППО, 2021. – с. 151
4. Тульская область. Одоевский край. Очерки прошлого и настоящего. – М., Институт Наследия, 2007. – С. 304.
5. Тульская область. Одоевский край. Очерки прошлого и настоящего. – М., Институт Наследия, 2007. – С. 345.
6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2018. - 736 c.
Форма фиксации: Фото/видео.
Аналитическая характеристика: Тульская область, традиционные блюда, каравайцы.
Иллюстративные материалы
Н.А. Сафронова и Г.П. Дмитриева – жительницы села Стояново Одоевского р-на Тульской обл. Фото Д.Г. Пятковской. 2022
МБУК «Одоев-город музей»
2022 – Пятковская Д.Г.
Тульская область, Одоевский район, село Стояново
Архив Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»
Сафронова Наталья Александровна (1964 г.р.), Дмитриева Галина Петровна (1960 г.р.)
Репортаж о технологии приготовления Одоевских каравайцев в селе Стояново Одоевского р-на Тульской обл.
МБУК «Одоев- город музей»
2022 – Пятковская Д.Г.
Тульская область, Одоевский район, село Стояново
Архив Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»
Сафронова Наталья Александровна (1964 г.р.), Дмитриева Галина Петровна (1960 г.р.)