ГУК ТО «ОЦРК»
  • Все категории
  • Центр народного творчества
  • Центр развития кино
  • Методический центр по образованию и повышению квалификации
  • Ремесленный двор Добродей
  • Центр проектной деятельности
  • Медиа-центр
  • НП "Культура"
  • Год культурного наследия народов России
  • Школа креативный индустрий
С
По
300025, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1А, Б

Традиция празднования Троицы в деревне Кураково Белёвского района Тульской области

ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Наименование ОНКН

«Традиция празднования Троицы в деревне Кураково Белёвского района Тульской области»

Историко-географические характеристики бытования ОНКН

Места бытования: Тульская губерния, Белёвский уезд, д. Кураково.

Современное место бытования

Российская Федерация, Тульская область, Белевский район, деревня Кураково.

Сведения о формировании

Российская Федерация -> Тульская область -> Белевский район ->деревня Кураково.

Дата формирования: 1585 г.

Краткое описание ОНКН

Праздник Троица – один из значимых христианских праздников, который впечатляет разнообразием своих традиций, обычаев и примет. Жители деревни Кураково Белевского района Тульской области ежегодно празднуют этот день, чтут свои местные традиции, как это делали их бабушки и прабабушки. Во время праздника местный фольклорно-этнографический ансамбль «Марьюшка» исполняет фольклорные песни разных жанров: хороводные, плясовые, страдания, частушки и т.д. Совместно с участниками ансамбля обход своей деревни совершают местные жители с Троицкими венками. Значение Троицкого обхода для жителей деревни Кураково велико, оно заключает в себе веру в то, что Троицкий обряд принесет здоровье и благополучие всем жителям, плодородие животным, садам и огородам.   

Накануне праздника Троицы жители деревни Кураково Белевского района Тульской области пекут Троицкий пшённый каравай, который считается старинным блюдом, его присутствие на столе придает трапезе особую значимость и торжественность, а главное – обеспечивает связь нынешнего поколения с предками. 

Историко-географические и социокультурные характеристики ОНКН

Состояние бытования: В настоящее время продолжателями традиции являются местный фольклорно-этнографический ансамбль «Марьюшка», а также жители деревни Кураково старшего поколения.

Риск исчезновения: заключается в разрыве преемственности поколений, в отсутствии возможности молодым поколением продолжать традиции своих матерей, бабушек и прабабушек.

Исключительность/Ценность: Ценность празднования Троицы заключается в сохранении традиции, относящейся территориально только к этой местности.

Форма бытования: Аутентичная.

Исторический аспект: Первое упоминание о деревне Кураково встречается от 1585 года в «Историко-статистическом описании Белевской Жабынской Введенской мужской общежительной пустыни».

Социологический аспект: празднование Троицы – отражение традиций и местных обычаев, относящихся территориально только к этой местности.

Сведения о действиях над ОНКН

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Фольклорно-этнографическая экспедиция специалистов Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

Проводится: 2018 г.

Тип действия: Популяризация.

Наименование действия: Организация и проведение праздника Троицы.

Проводится: Ежегодно.

Исполнитель: фольклорно-этнографический ансамбль «Марьюшка».

Место действия: д. Кураково, Белевский район, Тульская область.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНКН

Способы передачи ОНКН:

Ежегодное празднование Троицы с передачей традиции из поколения в поколение.

Полное описание

Первое упоминание о деревне Кураково встречается от 1585 года в «Историко-статистическом описании Белёвской Жабынской Введенской мужской общежительной пустыни». Этот монастырь был основан старцем Онуфрием, которому Жабынское городище было даровано по жалованной Грамоте Государя и великого князя Федора Иоановича. Жабынская пустынь неоднократно разорялась в Смутное время. «Возградителем» монастыря при первом царе из династии Романовых, Михаиле Фёдоровиче, стал Белёвский Чудотворец – Преподобный Макарий. При нём был воздвигнут первый деревянный храм Введения Пресвятой Богородицы. На территории обители были построены три православных храма. 

В «Межевой книге Введенской Жабынской пустыни» сказано, что 27 сентября 1778 года по указу императрицы Екатерины II была установлена граница Белевского уезда Тульской губернии. Белёвская Свято-Введенская Жабынская Макариевская пустынь располагалась в 7 верстах северо-восточнее Белёва по Лихвинскому тракту. За оградой монастыря в начале XIX века была построена приходская Церковь Николы Чудотворца. Жители окрестных мест, в том числе и кураковцы, посещали село Жабынь, Жабынскую обитель со святым источником. Деревня Кураково находилась в 4 верстах южнее Белева, по правую сторону Лихвинского тракта, близ реки Вежны. В ней по состоянию на 1899 год проживало 342 человека мужского пола и 319 женского пола. Жители деревни ощущали святость своего уникального уголка, чувствовали слияние с окружающим благодатным миром, что нашло отражение в деревенских праздниках.

В настоящее время жители деревни Кураково Белёвского района продолжают чтить традиции своих предков, помня о неразрывной связи народной культуры с церковной и отмечая Троицын День.

День Святой Троицы (Пятидесятница) – один из 12 главных церковных праздников. Троица и следующий за ней Духов день венчают собой цепочку весенних праздников – Масленицу, Благовещение, Пасху – и знаменуют наступление лета. Отмечается Троица ежегодно в воскресенье через семь недель после Пасхи. Семь недель – это пятьдесят дней, считая и день Святого Воскресения Христова, поэтому праздник также называется Пятидесятницей. Праздник совершается в честь Троицы и в память сошествия Святого Духа на апостолов. Сошествие Духа укрепило апостолов в вере и дало им силу проповедовать учение о Пресвятой Троице. На II Константинопольском соборе в 381 г. был окончательно утверждён догмат о Троице: Бог един, но в триединстве – Отца, Сына и Святого Духа.  Три ипостаси Троицы существуют в единстве, творя мир.

В народе Троицын День считается именинами земли-матушки, в этот день запрещалось вскапывать (тревожить) землю. Гуляли весело и шумно, было принято отмечать всю Троицкую неделю, которая начиналась с четверга – Семика (семик - седьмой четверг), а также субботу – родительскую. В воскресенье Троица начиналась церковной службой. В церковь, украшенную зеленью, берёзовыми веточками, шли с цветами и пахучими травами в руках. Одно из самых сочных описаний Троицына дня у Ивана Шмелёва в повести «Лето Господне. Праздники. Радости. Скорби». Отмечали праздник на природе – к обеду отправлялись в лес, рощу, водили хороводы (карагоды), обязательно у водного источника, играли и здесь потом гадали на венках.

Зелёные святки (или троицко-семицкая неделя) - народный праздник, соединивший в себе комплекс народных и церковных обрядов, так как в нем, как и во многих других, присутствует взаимопроникновение народных и христианских традиций.

В Троицкой обрядности почти повсюду прослеживаются старинные обычаи, связанные с празднованием пышного расцвета природы, приходом на землю света и тепла. Без Троицкой берёзки этот праздник всё равно что Рождество – без ёлки. Любимым деревом у русских во все времена остаётся берёза, так как это - дающее энергию дерево, позднее, с принятием христианства, считалось, что берёза – благословенное дерево, укрывшее некогда Богородицу и Христа в непогоду, а святую Параскеву – от преследований нечистого.

В честь Троицы были названы многие церкви, соборы и монастыри.  В сёлах, где был освещен храм во имя Святой Троицы, этот праздник являлся большим престольным, организовывались праздничные ярмарки. В деревне Кураково церковь не была построена, соответственно престольный праздник отсутствовал, но традиция празднования этого праздника существует давно, со слов старожилов - «Венки закидывать».

К Троицким гуляниям жители деревни Кураково готовятся заранее: за день до празднования, в субботу, старшие женщины в семье пекут Троицкий пшенный каравай, рецепт которого передается из поколения в поколение. По воспоминаниям руководителя и участницы фольклорно-этнографического ансамбля «Марьюшка» – Рыжовой Татьяны Дмитриевны (1954 г.р.), пшенный каравай готовили для гостей, а также им угощали ребятишек в деревне, тем самым хозяйка показывала свое гостеприимство, радушие и чтила традиции приготовления обрядовой пищи на Троицу. 

Свои дома жители деревни Кураково украшают молодой травой, цветами, веточками берез - троицким символом расцветающей природы, символизирующей процветание и продолжение жизни. В народной культуре жилище имеет священное значение, оно вбирает в себя представление о нравственных ценностях, счастье – не одного человека, а семьи, рода. Троицкий праздник в Кураково обязательно включал в себя обряд завивания венков – из ветвей берез делали большие венки на голове, а также веточками берез украшали дом – украшали окна и двери. До Троицы завивать венки не разрешалось, так как «будет болеть голова», вспоминают кураковцы.

В день Троицы старшие мужчины в деревне срубают молодую березку, на ней завязывают ленты местные жители, говорят, что нужно загадывать желания, а также желать здоровья. Во время обряда завивания березы, по воспоминаниям Рыжовой Татьяны Дмитриевны, девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам, или думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы. Мужчины деревни Кураково также заготавливают большой венок, украшенный цветами, который несут в начале колонны во время праздничного обхода деревни. По воспоминаниям Алимпиевой Нины Ивановны (1949 г.р.), участницы ансамбля «Марьюшка», венок достигал больших размеров, в половину человеческого роста, несли его старшие мужчины, а за венком бежали маленькие дети, молодые парни и девушки. После обхода праздничный венок обязательно пускали по воде, в те времена река Вежна, протекающая в деревне, была более полноводной и широкой, вслед за большим венком кураковцы пускали и свои. Незамужние девушки деревни завивали венки и напевали троицкие песни. В наши дни участницы ансамбля «Марьюшка» во время завивания венков исполняют различные песни, к примеру: «На Муромской дорожке», «По улице шли девушки гурьбою» и др. В современном бытовании обряда существует тенденция сокращения и полного исчезновения обрядового репертуара в связи с уходом из жизни старших носителей традиции и невозможностью передачи информации новым поколениям, поэтому во время обряда звучат фактически все музыкальные жанры, известные в традиции. Примеры песен, представленные в описании и оформляющие обрядовый комплекс – хороводные, свадебные, лирические, обрядовыми не являются.

Особую роль в Троицком обрядовом комплексе занимают хороводы, они закреплены в традиции как элемент праздничного гуляния. По воспоминаниям Рыжовой Татьяны Дмитриевны, для кураковцев праздник Троицы был очень важен, так как девушки заранее готовились к нему, выбирали и шили себе новые красивые наряды, которыми они могли «похвастаться» во время исполнения хороводных песен. Парни деревни выбирали себе понравившуюся девушку и к осени уже планировали с ней сыграть свадьбу.  

После хороводных песнопений начинался обход через всю деревню по центральной улице, на другой ее конец. К обходу постепенно присоединялись жители всех домов. Нарядную березку и Троицкий венок жители Кураково обносили вокруг всей деревни, тем самым привлекая благополучие и удачу ее жителям, плодовитость животных, получение урожая, защищая от негативных воздействий и неурожая. Во время обхода исполняли свадебные песни, к примеру: «Во полюшке дождь», «Ой, сад, ты мой сад».

После обхода деревни ствол молодой березки с лентами устанавливали в земле близ реки Вежны, водили возле неё хороводы и пели такие песни, к примеру: «Собирайтесь, девки-бабы», «У ворот сосна». Березка стояла длительное время, до заморозков. По воспоминаниям Рыжовой Татьяны Дмитриевны, березку оберегали, так как по мнению кураковцев, она оберегала от несчастий.

В завершение праздника, девушки, находясь у реки, бросали венки в воду. Кураковцы верили: если венок поплывет, это означало неизменное счастье, если завертится на одном месте – расстройство свадьбы, семейные ссоры, если венок потонет, то это предвещало смерть родных или суженого, если же венок останавливался на одном месте, то из этого заключали, что девицам в этот год не быть замужними, а молодцам оставаться неженатыми.

На следующий день после Троицы, в Духов день девушки деревни шли «кумиться». Шли на поле или в березовую рощу, обменивались платками, обряд кумления означал для кураковцев выбор подруги, с которой дружили всю свою жизнь. Во время «кумления» исполняли такие песни, как: «Ой, я по бережку похаживала», «Да взошли тучи» и др.

Жители деревни Кураково называют праздник Троицы праздником березки, так как этот день наполнен пожеланиями здоровья и любовью к близким людям. 

Праздник Троицы – это яркое, самобытное явление, вобравшее в себя нравственные, религиозные, художественно-эстетические черты, характеризующие особенности местной традиционной культуры деревни Кураково.

Библиография:

Агаева, И. Во поле березка стояла…: Праздники Вознесения и Троицы// Тула вечерняя. – 1995. – 8 июня. – С.4.

Греков В. Я. Белев: очерки об истории кафедрального города / В. Я. Греков – Тула: Изд. Дом «Пересвет», 2007. – 344с.

Прокопец О. Н. Традиционная культура Тульского края. Худож. / О. . Прокопец – «Русская традиционная культура», Вып.5, Москва: 1998. – 158с.

Иллюстративные материалы

Жители д. Кураково Белевского р-на Тульской обл. совершают обход деревни на празднике Троицы. Фото А.Ю. Ченцова. 2018 г.

Центр народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

2018 – Ченцов А. Ю., Арчакова С. Е., Сарычева П. А., Бездробный И. В. 

Тульская область, Белевский район, деревня Кураково

Архив центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»

Жители д. Кураково Белевского р-на Тульской обл. совершают обряд «закидывания венков» близ реки Вежны на празднике Троицы. Фото А.Ю. Ченцова. 2018

Центр народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

2018 – Ченцов А Ю., Арчакова С. Е., Сарычева П. А., Бездробный И. В. 

Тульская область, Белевский район, деревня Кураково

Архив центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»

Гуляние жителей д. Кураково Белевского р-на Тульской обл. на празднике Троицы. Фото А.Ю. Ченцова. 2018

Центр народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

2018 – Ченцов А. Ю., Арчакова С. Е., Сарычева П. А., Бездробный И. В. 

Тульская область, Белевский район, деревня Кураково

Архив Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»

Хоровод жителей д. Кураково Белевского р-на Тульской обл. на празднике Троицы. Фото А.Ю. Ченцова. 2018

Центр народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

2018 – Ченцов А.Ю., Арчакова С.Е., Сарычева П.А., Бездробный И.В. 

Тульская область, Белевский район, деревня Кураково

Архив центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

Репортаж о традиции празднования Троицы в д. Кураково Белевского р-на Тульской обл. 

Центр народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

2018 – Ченцов А .Ю., Арчакова С. Е., Сарычева П. А., Бездробный И. В. 

Тульская область, Белевский район, деревня Кураково

Архив Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»

Жители и гости деревни, а также участники фольклорно-этнографического ансамбля «Марьюшка»  - Алимпиева Нина Ивановна (1949 г.р.), Бочарова Валентина Михайловна (1958 г.р.), Валуева Светлана Викторовна (1975 г.р.), Власова Наталья Павловна (1957 г.р.), Голованова Нина Петровна (1953 г.р.), Дворянчикова Ольга Ивановна (1959 г.р.), Ермакова Анна Федоровна (1957 г.р.), Климанова Любовь Николаевна (1958 г.р.), Мартынова Любовь Ивановна (1966 г.р.), Перевыдина Наталья Николаевна (1962 г.р.), Рыжова Татьяна Дмитриевна (1954 г.р.), Венютин Николай Иванович ( 1956 г.р.).

  1. Паспорт ОНКН «Традиция празднования Троицы в деревне Кураково Белёвского района Тульской области»