ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование ОНКН
«Технология изготовления сапожных деревянных гвоздей Дубенского района Тульской области»
Историко-географические характеристики бытования ОНКН
Места бытования:
Современное место бытования
Российская Федерация, Тульская область, Дубенский район, деревня Лобжа.
Сведения об обнаружении
Российская Федерация -> Тульская область -> Дубенский район -> деревня Лобжа.
Дата обнаружения: 2019 г.
Краткое описание ОНКН
В начале XX века в Тульской области промысел по изготовлению обуви и сапожных деревянных гвоздей был широко распространен. Известно, что в 20-30-е гг. XX в. деревня Лобжа относилась к Черепецкому району Московской области и по словам носителя традиции – Васюкова Ивана Васильевича (17.09.1930 - 10.06.2021), славилась своими мастерами-сапожниками. Занимались выделкой кожи самостоятельно как для себя, так и для продажи, цехов не было. В те времена в д. Лобже проживала семья сапожников Макаровых, которые впоследствии уехали в Москву и руководили кожевенным заводом «Моспласткож». Многие лобжинские жители-сапожники уехали из деревни в Москву для работы на кожзаводе. Сапожное ремесло, а именно выделка кожи, в период коллективизации в 30-40 гг. XX в. была запрещена, необходимо было сдавать выделанные кожи государству, поэтому в д. Лобже промысел постепенно угасал и занимались им лишь единично. В 80-е годы XX века сапожный промысел прекратил свое существование. В настоящее время отсутствуют мастера, владеющие технологией сапожного ремесла. Необходимость изготовления сапожных деревянных гвоздей была обусловлена практичностью и доступностью материала, за основу брали дощечки из березы или клена. Ими подбивали подошвы и каблуки обуви, которые были изготовлены из жесткой и толстой кожи. Сапожные деревянные гвозди надёжно фиксировали кожаные элементы обуви, позволяя тем самым своему хозяину длительно использовать данную обувь.
Историко-географические и социокультурные характеристики ОНКН
Состояние бытования: Технологией изготовления деревянных сапожных гвоздей владел только один житель деревни Лобжа – Васюков Иван Васильевич (17.09.1930 - 10.06.2021). Он унаследовал технологию изготовления от своего отца.
Риск исчезновения: Технология изготовления деревянных гвоздей в активной форме бытования угасает, поскольку появление промышленного производства обуви вытеснило кустарное. В настоящее время данные методы в массовом производстве практически не применяют. Традиция не перенимается молодым поколением.
Исключительность/Ценность: Ценность объекта заключается в том, что до настоящего времени в живом бытовании сохраняется традиционная технология изготовления сапожных деревянных гвоздей, которая была распространенной и ныне исчезла из практики. Технология сохраняется единичными носителями традиции. Так, Васюков Иван Васильевич рассказывает, что технологии изготовления сапожных деревянных гвоздей обучал его отец в молодые годы, после войны. Важно было беречь сапоги, ведь использовались они очень длительное время в разных погодных условиях - и в дождливые и в солнечные дни.
Исторический аспект: Деревня расположена на границе Тульской и Калужской областей. В начале прошлого века она входила в состав Калужской губернии Лихвинского уезда. В 30-е годы – в Черепецкий район Московской области, после войны вошла в состав Тульской области. «Лобжа» в переводе с балтского языка обозначает «удобное, красивое место».
Форма бытования: Аутентичная.
Этнологический аспект: Деревянные сапожные гвозди являются важными элементами в создании обуви, технология их изготовления бытовала на территории России по меньшей мере с периода Первой и Второй мировых войн, так как ими и подбивалась подошва кожаных сапог для солдат.
Характерно для обширной территории Центральной России: Московской, Тульской, Калужской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Курской губерний и территорий к северу от Москвы.
Социологический аспект: Возникновение и применение технологии обусловлено суровыми условиями жизни россиян в военные и послевоенные годы, что способствовало обеспечению их доступным материалом для изготовления гвоздей – деревом. (Мастера при изготовлении обуви нередко применяют деревянные гвозди, изготовленные из березы, в редких случаях – из клена.) Интересно, что в производстве элитной обуви деревянные гвозди используются до сих пор, считается что они более качественно удерживают детали вместе, а изнашиваются наравне с подошвой.
Сведения о действиях над ОНКН
Тип действия: Сохранение.
Наименование действия: Организация и проведение этнографических экспедиций.
Исполнитель: Лобженский сельский филиал культуры.
Место действия: д. Лобжа Дубенского района Тульской области.
Метод действия: Выезд на место проживания носителя информации с целью описания технологии изготовления сапожных деревянных гвоздей. Копирование способов изготовления.
Предметно-технологические характеристики ОНКН
Предметы, связанные с объектом:
Материал: Дерево.
Наименование: Береза, клен.
Роль предмета: Основной материал для изготовления гвоздей.
Особенности предмета: Распиленное на брусочки или кольца (в форме «колясочки») бревно без коры.
Инструменты труда:
Наименование: Нож, молоток, рашпиль.
Роль предмета: Нож и молоток используется для срезания пластин при заготовке материала, рашпиль применяется для очистки остатков выпирающих гвоздей (в том случае, если гвоздь насквозь пробивает подошву).
Информация о технологии изготовления: Для подбивания каблуков деревянные гвозди не использовались. Клей для прикрепления подошвы также не использовался. Подошва делалась из кожи шеи быка толщиной 4-5 мм.
Технология изготовления:
Васюков Иван Васильевич использует для изготовления гвоздей ровное, без сучков полено, предназначенное для производства гвоздей, предварительно просушенное и распиленное им поперек на диски – «колясочки», толщина которых соответствует длине гвоздей, в данном случае – 12-15 мм, раскалывает вдоль волокон на дощечки по толщине гвоздей – 1,5 мм. Для того, чтобы гвозди легче входили в кожу, на концах дощечки ножом делает косые срезы с одной стороны, соответствующие заострению гвоздей.
После этого дощечки раскалывает поперек на шпильки при помощи молотка и ножа.
Гвоздики должны быть сухие. Отец Ивана Васильевича подсушивал гвоздики на сковороде в печи. После этого хранил их только в сухом месте.
Отверстия для вставки в подошву деревянных гвоздей делает сапожник вручную шилом, а затем вставляет гвозди. Используются деревянные гвозди только для подошвы, для каблука используется железные.
Иван Васильевич рассказал о случаях, когда гвоздь насквозь пробивал подошву – в этом случае убирается колодка, а рашпилем удаляются (зачищаются) остатки выпирающих гвоздей.
Лица, имеющие отношение к ОНКН:
Носитель традиции: Васюков Иван Васильевич (17.09.1930 - 10.06.2021), деревня Лобжа Дубенского района Тульской области.
Исследователь: Залдя Юрий Михайлович 1957 г. р. (заведующий Лобженским сельским филиалом МАУК «Дубенский РЦКИКиБО»).
Библиография
Форма фиксации: Фото/видео.
Аналитическая характеристика: Тульская область, техники и технологии, деревянные гвозди.
Иллюстративные материалы
И. В. Васюков раскалывает вдоль волокон полено при помощи ножа и молотка для изготовления сапожных деревянных гвоздей д. Лобжа Дубенского р-на Тульской обл.
Фото Ю. М. Залдя. 2019 г.
Лобженский сельский филиал МАУК «Дубенский РЦКИКиБО»
2019 – Залдя Ю. М.
Тульская область, Дубенский район, деревня Лобжа
Архив Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»
Васюков Иван Васильевич (17.09.1930 - 10.06.2021)
И. В. Васюков – сапожник-мастер со своей работой, д. Лобжа Дубенского р-на Тульской обл. Фото Ю.М. Залдя. 2019 г.
Лобженский сельский филиал МАУК «Дубенский РЦКИКиБО»
2019 – Залдя Ю.М.
Тульская область, Дубенский район, деревня Лобжа
Архив Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»
Васюков Иван Васильевич (17.09.1930 - 10.06.2021)
Репортаж (интервью) о технологии изготовления сапожных деревянных гвоздей в д. Лобжа Дубенского р-на Тульской обл.
Лобженский сельский филиал МАУК «Дубенский РЦКИКиБО»
2019 – Залдя Ю. М.
Тульская область, Дубенский район, деревня Лобжа
Архив центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»
Васюков Иван Васильевич (17.09.1930 - 10.06.2021)