ГУК ТО «ОЦРК»
  • Все категории
  • Центр народного творчества
  • Центр развития кино
  • Методический центр по образованию и повышению квалификации
  • Ремесленный двор Добродей
  • Центр проектной деятельности
  • Медиа-центр
  • НП "Культура"
  • Год культурного наследия народов России
  • Школа креативный индустрий
С
По
300025, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1А, Б

Технология изготовления «плетушек» в селе Жерлово Чернского района Тульской области

ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Наименование ОНЭД

«Технология изготовления «плетушек» в селе Жерлово Чернского района Тульской области»

Историко-географические характеристики бытования ОНЭД

Места бытования:

Современное место бытования
Российская Федерация, Тульская область, Чернский район, село Жерлово

Сведения о формировании
Российская Федерация -> Тульская область -> Чернский район -> село Жерлово.

Дата формирования: Чернский уезд – 1578г, первое письменное упоминание о селе Жерлово – 1805г.

Краткое описание ОНЭД

История появления и развития лозоплетения в Чернском уезде было напрямую связано с крестьянским бытом. Как упоминается в «Тульских губернских ведомостях» по Чернскому уезду, «…у крестьянина топор, а у жены его игла есть единственный инструмент для всех поделок домашнего быта» , дома́ по большей части бедны, в связи с чем возникала необходимость развития ремёсел как отражение трудовой деятельности крестьян и обустройство быта семьи.

Говоря о селе Жерлово, стоит отметить, что хвороста в селе было много, поэтому корзины плели повсеместно и мужчины и женщины, в основном занимались плетением по вечерам, в субботу. Корзины из лозы назывались по-разному. Всё зависело от их назначения в быту. По воспоминаниям Ланина Пётра Федоровича, 1925 г.р., уроженца и жителя села Жерлово, корзинку круглой формы называли в селе Жерлово «плету́шка», использовалась она для сбора овощей, посадки картофеля, были они даже небольшого размера, так как дети часто помогали взрослым с полевыми работами. Большие по размеру «плетушки» использовались под корм скоту. «Плетушки» могли быть с ручками и без. Корзинки продолговатой формы называли «корзи́ночки», их использовали для сбора растительности, грибов и т.д. Корзины, которые использовали для ловли рыбы, ставили на мелководье реки Снежедь, называли по-разному: «ве́рши», «морду́шки», «кубари́». Также готовые плетёные изделия возили продавать на ярмарку во Мценск.

Историко-географические и социокультурные характеристики ОНЭД


Состояние бытования: технологию плетения корзин из лозы Ланин Пётр Федорович унаследовал от своего отца, в настоящее время изготовлением «плетушек» не занимаются, традиция утрачена, в связи с отсутствием жителей на селе.

Риск исчезновения: Технология изготовления «плетушек» в активной форме не перенимается молодым поколением.

Исключительность/Ценность: Ценность объекта заключается в том, что технология изготовления «плетушек», широко распространенная на территории села Жерлово, ныне исчезла. Уникальна она тем, что для изготовления нужен только нож, ветви лозы и умение мастера. Она относится к традиционной бытовой культуре, которая отражала жизнь и крестьянский быт в селе.

Форма бытования: Аутентичная.

Исторический аспект: С начала XVII в. мы видим Чернь самостоятельным городом, имеющим свой уезд. Уезд состоял из двух станов – Городецкого и Пятницкого – занимал в то время территорию, гораздо меньшую, чем территория современного Чернского района. Он располагался по верхнему течению рек Черни, Плавицы, Роски. Деревня Журавина (ныне с. Б. Скуратове) граничила с Мценским рубежом, р. Снежедь находились уже в Мценском уезде.

Точное время образования прихода доподлинно неизвестно, но начало возникновения прихода, в состав которого входили села и деревни: Костомарово, Жерлово, Русиново, Сухая Сальница и Ветрово, - относится к 1805 году согласно очеркам П.И. Малицкого. О существовавшем храме в приходе до 1805 года сведений не сохранилось, указывало только место, на котором стоял храм с остатками фундамента, построение которого, согласно преданию, приписывают фельдмаршалу Бибикову, владеющим этой местностью как вотчиной. Каменный храм во имя Воскресения Христова был построен князем Горчаковым Николаем Ивановичем в 1805 году, которому принадлежала эта местность на правах помещика.

Сельцо Жерлово упоминается в «Экономическом примечании Чернского уезда 1833 года» и описывается следующим образом: «…селением на левой стороне речки Снежеди…лес дровяной, березовый, сосновый, осиновый…земля сероглинистая…из промыслов хлебопашество, женщины сверх полевой работы упражняются в домашних рукоделиях, зажитка средственного…при сельце на речке Снежеди мукомольная мельница». Учитывая, что Тульский край и Чернская его сторона были покрыты непроходимыми лесами, по преданиям местных жителей здесь и разбойников много скрывалось, поэтому самым доступным строительным материалом было дерево. Деревянные избы, дворы, различные надворные постройки, изготовление предметов быта – всё это было неотъемлемой частью жизни крестьянина. Деревянные предметы прежде всего имели практическое значение – посуда, украшения, орудия труда и предметы быта.

Кустари в Чернском крае занимались деревообрабатывающим ремеслом – каретным промыслом, плетением лаптей из лыка, из лозы – ивового прута, плели «плетушки», корзины. Из воспоминаний жителя села Жерлово П.И. Рожкова: «…согнул круговину как обруч, палки вставишь и внизу круголя соединишь и переплетаешь…в маленьких картошку носили, в больших сено…на берегу реки (Снежедь) как только ударит мороз, резали прут по осени, а зимой в избе вечерами плели».

Социологический аспект: «плетушки», как отражение традиционного деревообрабатывающего ремесла, использовались в с/х нуждах, в качестве ёмкостей для хранения урожая, в рыболовном промысле они были незаменимы на мелководье реки Снежедь.

Сведения о действиях над ОНЭД

Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Организация и проведение фольклорно-этнографической экспедиции
Проводится: 1992 г.
Исполнитель: МБУК «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского», О.Н. Прокопец.
Место действия: село Жерлово, Чернский район, Тульская область.


Сведения об особенностях распространения и использования ОНЭД

Способы передачи ОНЭД:
Технология изготовления «плетушек» передавалась бытовым способом из поколения поколение, в настоящий момент традиция не передается, нет преемственности в связи с отсутствием местных жителей на селе.

Предметно-технологические характеристики ОНЭД

Технология изготовления «плетушек»:

В 1 выпуске справочника «Кустарно-ремесленные промыслы Тульской губернии 1910-1912 гг.» о корзиночном производстве кустарей сказано: «…работают осень, зиму и весну, в общем же не более 5 месяцев в году. Занимаются в жилых избах; участие в производстве принимают все члены семьи. Разделение труда заключается в том, что женщины и дети занимаются чисткой хвороста, а плетут взрослые мужчины, но и женщины также занимаются плетением. Работают с 6 часов утра и до 8 часов вечера с перерывами в 2,5 часа. Необходимый корзиночнику инструмент – только нож, ценой в 20-30 коп. Материал свой. Его или покупают или режут бесплатно в общественных лесах, где таковые имеются. Сбыт производится на вольный рынок. Чистый заработок 1 взрослого корзинщика за рабочий период 60-80руб.».

По воспоминаниям Петра Фёдоровича Ланина, собирали ветви лозы для изготовления «плетушек» ранней весной или поздней осенью, так как в это время материал наиболее прочный и эластичный.

О технологии изготовления «плетушек» в видеоматериале экспедиции О.Н. Прокопец, записанном в 1992 году, Пётр Федорович рассказал следующее:

Шаг 1
Необходимо нарезать хворо́ст – за основу брали прутья из орешника, так как они высыхают быстро, а по качественным характеристикам – лёгкие и прочные. Иногда нарезали ивовый прут - ветви лозы - «лозни́к», его набирали возле речки Снежедь. Для подготовки ветвей нужно обрезать ножом листву, также кору, для того чтобы лучше сохранялся материал и был более долговечным.

Шаг 2
Заготовим «колечко» (прутик, замкнутый в круг). Необходимо срезать одну и вторую стороны ветви конусообразно, то есть под тупым углом. Один конец накладывается на другой, формируется «кольцо».

Шаг 3
Соединяем концы, завязываем грубой верёвкой.

Шаг 4
Заготавливаем колышки – нарезанные ветви лозы, 25-30 штук, их необходимо зачистить.
Чтобы ветви хорошо гнулись и были более мягкими, нужно сделать надрез с середины ветви и отделить половину, оставшуюся половину зачистить ножом.

Шаг 5
Следующий этап – обвиваем колышками «кольцо», нужно оплести «кольцо» 3-4 раза зачищенной частью ветви. Так нужно сделать со всеми колышками (25-30шт.). Расстояние между колышками определяется на глаз, в среднем - 2 см.

Шаг 6
Оплетаем боковые части «плетушки». Для этого ветви заготавливаем заранее в количестве около 40 штук. Одиночным прутом обвиваем стойки («колышки»), один спереди, другой сзади. Плести нужно волнообразно, пропуская через один колышек.

Шаг 7
Далее оплетаем донышко «плетушки». С двух сторон загибаем навстречу друг другу колышки, направляем и фиксируем их в плетённые стенки, донышко переплетаем также, как и боковые части «плетушки».

Шаг 8
Для изготовления ручки для «плетушки» понадобится 3-4 хворостины. Их нужно предварительно очистить от листвы и перевить, волнообразными движениями влево и вправо размять, сделать более пластичными, чтобы оставшиеся 3 хворостины можно было легко перевить друг с другом. Вставляем в боковые части «плетушки» поочередно и перевиваем.

Лица, имеющие отношение к ОНЭД:
Ланин Пётр Федорович (1925 г.р. – дата смерти неизвестна), село Жерлово Чернского района Тульской области.

Библиография
1. Тульские губернские ведомости: часть неофициальная / ред. Ф. Мейер. - Тула, 1843 - 1894, -выпуск №5, - 20с.
2. «Экономическое примечание Чернского уезда 1833 года», ЦГВИА, ф.846, д.19125, оп.16.
3. Прокопец О.Н. Народные традиции Чернского края/Выпуск №8. Традиционные занятия/п. Чернь, 1992. – С.16.
4. Кустарно-ремесленные промыслы Тульской губернии: Вып. 1 / Тул. губ. земство. Оценочно-стат. отд-ние. - [Тула]: Тульская губ. земская управа, 1913. – С.18.

Форма фиксации: видео.
Аналитическая характеристика: Тульская область, традиционные технологии, традиционные ремесла, обработка дерева, лозоплетение.

Иллюстративные материалы


Корзиночки и «плетушки» села Жерлово Чернского р-на Тульской обл.

МБУК «Чернский районный историко - краеведческий музей имени Н. А. Вознесенского»

2023 – Зайцева Н.Е.

Тульская область, Чернский район, р.п. Чернь

Архив МБУК «Чернского районного историко - краеведческого музея имени Н. А. Вознесенского»

Репортаж (интервью) о технологии изготовления «плетушек» в селе Жерлово Чернского р-на Тульской обл.

МБУК «Чернский районный историко - краеведческий музей имени Н. А. Вознесенского»

1992 – Прокопец О.Н.

Тульская область, Чернский район, село Жерлово

Архив МБУК «Чернского районного историко - краеведческого музея имени Н. А. Вознесенского»

Ланин Пётр Фёдорович (1925 г.р. - дата смерти неизвестно)

  1. Паспорт ОНЭД «Технология изготовления «плетушек» в селе Жерлово Чернского района Тульской области»