ГУК ТО «ОЦРК»
  • Все категории
  • Центр народного творчества
  • Центр развития кино
  • Методический центр по образованию и повышению квалификации
  • Ремесленный двор Добродей
  • Центр проектной деятельности
  • Медиа-центр
  • НП "Культура"
  • Год культурного наследия народов России
  • Школа креативный индустрий
С
По
300025, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1А, Б

Технология изготовления кузовок в селе Кузовка Богородицкого района Тульской области

ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Наименование ОНЭД

«Технология изготовления «кузовок» в селе Кузовка Богородицкого района Тульской области»

Историко-географические характеристики бытования ОНЭД

Места бытования:

Современное место бытования
Российская Федерация, Тульская область, Богородицкий район, село Кузовка.

Сведения о формировании
Российская Федерация -> Тульская область -> Богородицкий район -> село Кузовка.

Дата формирования: 1723 г.

Краткое описание ОНЭД

Вплоть до конца XIX в. лапти оставались основной обувью жителей деревень и сёл Тульской губернии. После революции лапти стали постепенно выходить из быта и заменяться общегородской обувью. Широко распространена была кожаная обувь и обувь из войлока. Кожаную обувь могли позволить себе только зажиточные крестьяне, которые носили хромовые и даже лаковые сапоги. Основной массе крестьян такие сапоги были, конечно, недоступны. Часто на всю деревню была одна пара сапог, которую владелец сапог давал носить своим односельчанам. Поэтому большинство делали для себя обувь из войлока или драпа.

Стоит отметить, что изготовление «башмаков» или как их ещё иначе называли «кузо́вок» было широко распространено среди жителей деревень и сёл Богородицкого района в начале XX века. Женщины шили обувь не только для себя и для членов своей семьи, но и на продажу. По воспоминаниям Гайдуковой Марии Дмитриевны (1937 г.р.), уроженки и жительницы села Кузовка, из драповой ткани шили повседневную обувь для личного использования, а из искусственной кожи – дермантина, шили, в основном, обувь на продажу. В те времена ходили пешком до села Романцево, где находились угольные шахты, там и добывали резину для обуви. «Кузовки» являлись основной обувью как для мужчин, так и для женщин, носили её в праздничные и в будние дни.

Историко-географические и социокультурные характеристики ОНЭД

Состояние бытования: В настоящее время о технологии изготовления «кузовок» знают несколько человек в селе, однако производством обуви не занимаются, молодое поколение традицию не перенимает.

Риск исчезновения: Технология находится на грани исчезновения. Основная причина - традиция уходит в прошлое.

Исключительность/Ценность: Ценность повседневной обуви «кузовки» заключается в особенности пошива и использованных материалах: за основу брали драп, подошву пришивали просмоленной нитью. Данная технология пошива характерна для жителей села Кузовка, свои изделия женщины возили продавать на базары, где данная обувь пользовалась большим спросом.

Форма бытования: Аутентичная.

Исторический аспект: В начале XX в. Богородицкий уезд занимал положение в восточной половине Тульской губернии согласно очеркам П.И. Малицкого. Почва – черноземная, в некоторых частях уезда находились богатейшие залежи каменного угля.

Первое упоминание о селе Кузовка Богородицкого уезда относится к 1723 году. Расположено по берегам реки Кузовки, откуда и берёт своё название. Время возникновения прихода села Кузовки неизвестно. По местному преданию, население Кузовки образовалось из переселенных сюда крестьян из других мест во времена Бирона, которому императрицей Анной Иоанновной в личное владение была отдана вся плодородная полоса Тульской губернии от г. Венева до границ Ефремовского уезда. В это время и получило свое начало село Кузовка.

Существовавший в приходе храм – каменный, во имя Богоявления Господня, был построен в 1831 году графиней Анной Владимировной Бобринской. О судьбах же более раннего деревянного храма не сохранилось никаких сведений. До 1850 года село носило название Кузовка Богоявленское и относилось к приходу церкви Богоявленская. Позднее 1850 года упоминается только название Кузовка.
Население по большей части составляли крепостные крестьяне. Большинство из них занимались земледелием, плотничеством. Согласно данным подворной переписи, произведенной Оценочно-Статистическим Отделом Тульской Губернской Земской Управы в 1910-1912 гг. в Богородицком уезде было зафиксировано 1 029 кустарей, тем самым по количеству кустарей-ремесленников уезд занимал 3е место после Тульского уезда (современ. г.Тула). Значительная часть крестьянского населения наряду с ведением сельского хозяйства занималась промысловой деятельностью. Самым развитым в Богородицком уезде являлся деревообрабатывающий промысел. Женщины наряду с мужчинами занимались плетением лаптей, согласно сводным данным таблицы по уездам и губерниям за 1910-1912 гг., женщин в ремесле насчитывалось 272 человека и 11 человек мужчин, также занимались плетением лаптей и дети. Значительное число в уезде сапожников – 120 мужчин.

Вот что сказано про изготовление лаптей в Тульской губернии: «…промысел встречается по всей губернии, но главная масса кустарей-лапотников находится в Богородицком и Белевском уездах…работают семейно и заняты круглый год, все свободное от с/х работ время. Разделения труда не существует. Инвентарь лапотника не сложный: нож, колодка и деревянная свайка…сырьё свое и покупается или на базарах готовое лыко или в липовых рощах…сбыт производится чаще всего по базарам…чистый доход семьи, состоящей из 2 взрослых и 2 детей, равен 50 руб.»

В селе Кузовка за 1910-1912 гг. числилось 4 сапожника, 1 валяльщик сапог, 5 портных. Для небольшого села это был хороший показатель.

В первой трети XX в. открывается Богородицкий кожевенный завод рижского купца первой гильдии Ц. Новика, где занимались «хромовым дублением» кожи, то есть во время выделки пропитывали её хромовыми минеральными солями, тем самым после обработки кожу можно было использовать для пошива.

Начало Первой мировой войны послужило определенным стимулом к оживлению деятельности кожевников. Во время боевых действий 1914-1918 гг. все тульские и уездные кожевники-сапожники работали на оборонную промышленность. Спрос на обувь, прежде всего со стороны армии, был огромен.

Одновременно с изготовлением хромовых сапог делали в селе Кузовка обувь из драповой ткани, которая стоила дешевле – делали её из имеющихся материалов. В селе Кузовка технология изготовления «башмаков», или как их ещё ласково называли «кузовочки», передавалась от старших. По воспоминаниям Гайдуковой Марии Дмитриевны, 1937 г.р., сапоги стоили дорого, и все в селе ходили в «кузовочках»: «…моя мама шила, бабушка шила, я смотрела, сама с раннего детства шила – с 7 лет…после войны жили в одном доме вместе с двоюродными сестрами, они тоже умели шить «башмаки», а ботинки – это была большая роскошь…дети ходили в «кузовочках», мужчины, женщины…шили многие, особенно та сторона, где колхоз «Новый быт» был, там в каждом доме шили и возили на продажу…рабочий поезд ходил, ездили в Никитское, в Белев, … где река Красная Меча…наши везде ездили, помногу носили «башмаков»… продавали за 1 рубль…если продашь 600 пар, можно было на 600 рублей и пальто купить, и платья…».

Таким образом, мы видим, что развитие сапожного ремесла было характерно для села Кузовка в XIX-XX вв., в послевоенный период в селе в большом количестве занимались изготовлением драповой обуви, которую называли «кузовки» или «кузовочки».

Социологический аспект: «кузовки» использовались как повседневная обувь для мужчин, так и женщин, также надевали её в праздничные дни «на нарядный носок». Для мужчин обувь шили в тёмных оттенках, для женщин – в светлых тонах, также украшали переднюю часть обуви (мысок) аппликацией из ткани.

Сведения о действиях над ОНЭД

Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Организация и проведение фольклорно-этнографической экспедиции
Проводится: 2017 г.
Исполнитель: ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»
Место действия: село Кузовка, Богородицкий район, Тульская область.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНЭД

Способы передачи ОНЭД:
В настоящее время технология не передается молодому поколению, традиция постепенно уходит в прошлое, так как в селе Кузовка много приезжих жителей, местных жителей осталось крайне мало.


Предметно-технологические характеристики ОНЭД

Технология изготовления «кузовок»:

По рассказу Марии Дмитриевны Гайдуковой, повседневная обувь из драповой ткани «кузовки» изготавливалась следующим образом:
Шаг 1

Необходимо вырезать форму-заготовку из драповой ткани, примерить на деревянную колодку. Лекала для шитья обуви не было, шили «на глазок».

Шаг 2
Сшить края пятки друг с другом на машинке. В передней части будущих «кузовок» вырезать треугольник, сшить края.

Шаг 3
Сделать узор на мысике без подкладки, отстрочить узор на машинке яркими нитками.

Шаг 4
Затем пришить подкладку, материал для которой брали любой из имеющихся у хозяйки.

Шаг 5
По поперечной вырезать часть материала, пришить вовнутрь по периметру пятки, затем вывернуть наружу и пришить по краю, чтобы пятка не стаптывалась при ходьбе.

Шаг 6
Промазать края «кузовок» клейстером, заранее приготовленным из муки и крахмала, чтобы крепче была обувь. Затем натянуть на колодку и дать высохнуть клею.

Шаг 7
После того, как клей высохнет, приступить к следующему этапу. Необходимо пристрочить подложку на машинке и пришить «задник». «Задник» вложить вовнутрь и отстрочивать полукругом несколько раз.

Шаг 8
Необходимо взять байковую ткань, вырезать по колодке стельку. Чтобы пришить стельку, нужны молоток, гвозди и нить.

Шаг 9
Нужно натянуть переднюю, боковые и заднюю часть «кузовок» на колодку и гвоздем прибить переднюю часть обуви к деревянной колодке. Пришить нитками стельку по периметру. После этого необходимо натянуть потуже «кузовки» на колодку, вытащить плоскогубцами гвоздь из колодки.

Шаг 10
После байковой стельки пришить подошву смоляными нитками – «дра́твой» («дра́тва» - очень крепкая нить, вставляли нитку в иголку и «смолили», смазывали смолой, которую называли «би́тум»).

Шаг 11
Подошву пришить через верх, необходимо проколоть шилом подошву и смоляную нить протянуть с помощью иголки. Таким образом, «кузовки» готовы. Также вовнутрь можно положить меховую стельку, такие «кузовки» были предназначены для более холодного времени года.

Лица, имеющие отношение к ОНЭД:
Носитель - Гайдукова Мария Дмитриевна (1937 г.р.), жительница села Кузовка Богородицкого района Тульской области.

Библиография
1. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей/ Изд. 2-е, испр. и доп. / Подготовка текста, составление, таблица, комментарии, послесловие: М.В. Майоров; Комментарии: М.В. Майоров, Т.В. Майорова. – Тула, Издательский дом «Пересвет», 2010. – С. 106.
2. Кустарно-ремесленные промыслы Тульской губернии: Вып. 1 / Тул. губ. земство. Оценочно-стат. отд-ние. - [Тула]: Тульская губ. земская управа, 1913. – С.17.

Форма фиксации: Фото/видео.

Аналитическая характеристика: Тульская область, традиционные технологии, традиционная обувь, шитьё.

Иллюстративные материалы


М. Д. Гайдукова – жительница села Кузовка Богородицкого р-на Тульской обл. Фото А.Ю. Ченцова. 2017

Центр народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

2017 – Ченцов А.Ю.

Тульская область, Богородицкий район, село Кузовка

Архив Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

Гайдукова Мария Дмитриевна (1937 г.р.)

М.Д. Гайдукова – жительница села Кузовка Богородицкого р-на Тульской обл., за работой.

Фото А.Ю. Ченцова. 2017

Центр народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

2017 – Ченцов А.Ю.

Тульская область, Богородицкий район, село Кузовка

Архив Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

Гайдукова Мария Дмитриевна (1937 г.р.)

Репортаж (интервью) о технологии изготовления «кузовок» в селе Кузовка Богородицкого р-на Тульской обл.

Центр народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

2017 – Ченцов А.Ю.

Тульская область, Богородицкий район, село Кузовка

Архив Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

Гайдукова Мария Дмитриевна (1937 г.р.)

  1. Паспорт ОНЭД «Технология изготовления «кузовок» в селе Кузовка Богородицкого района Тульской области»