ГУК ТО «ОЦРК»
  • Все категории
  • Центр народного творчества
  • Центр развития кино
  • Методический центр по образованию и повышению квалификации
  • Ремесленный двор Добродей
  • Центр проектной деятельности
  • Медиа-центр
  • НП "Культура"
  • Год культурного наследия народов России
  • Школа креативный индустрий
С
По
300025, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1А, Б

Технология тульской кудрявой всечки

Историко-географические характеристики бытования ОНЭД

Места бытования:

Современное место бытования

Российская Федерация, Тульская область, г. Тула, поселок Косая Гора

Сведения о формировании

Российская Федерация ->Тульская область ->г. Тула, поселок Косая Гора.

Дата формирования:1147г. – первое летописное упоминание о г. Тула, 1886г. – дата формирования поселка Косая Гора, г. Тула. 

Краткое описание ОНЭД

Тульская всечка – это процесс декорирования изделий из дерева и металла. Своё название технология получила в связи с основным принципом, когда в дерево вставляется (всекается) металлическая проволока. Это один из видов художественного украшения, существующий как дополнение к чеканке, гравировке по металлу. Позаимствованная от иностранных мастеров технология претерпела некоторые изменения, в связи с чем и получила свое название – «тульская кудрявая всечка». Тульские мастера клали проволоку для гравировки изделия не прямо, а под углом 90 градусов, что дало возможность мастерам использовать более колоритные орнаменты и крутить завиток из проволоки на изделии, в связи с чем и стала называться «кудрявая».           

Историко-географические и социокультурные характеристики ОНЭД

Состояние бытования: технологию тульской всечки народный мастер РФ по художественной обработке дерева Екатерина Львовна Баташева, 1972 г.р., узнала от выдающегося потомственного Народного мастера России, художника, Сергея Витальевича Горбунова (10.10.1961-09.09.2020гг.). Технология используется в активной форме на территории Тульского края, так как есть мастера – продолжатели традиции.

Риск исчезновения: Технологией тульской всечки занимаются мастера-умельцы, передавая свои знания молодому поколению.

Исключительность/Ценность: Ценность объекта заключается в том, что развитие оружейного дела на территории Тульской земли зародилось более 500 лет назад, являясь одним из градообразующих тульских ремесел. Художественной отделкой ружей тульские мастера начали заниматься в XVIIIв. Уникальность технологии тульской кудрявой всечки заключается в её неповторимости, тульские оружейники разработали свой индивидуальный стиль, отличный от заграничного, – появилась кудрявая спираль, распадавшаяся на прикладе оружия на завитки, и изменили направление всечки проволоки.

Форма бытования: Аутентичная.

Исторический аспект: Первое упоминание о Туле датируется 1146 годом в Никоновской летописи, однако еще ранее упоминаются поселения «на старом городище» при впадении речки Тулицы в р. Упу, название которой легло в наименование города. Стоя на пути к Москве, Тула и её окрестности неоднократно подвергались погрому татарских и монгольских полчищ, что, разумеется, определило значение города в качестве важного оборонительного пункта. Оборонное значение Тулы особенно возросло после того, как она была окончательно присоединена к Московскому государству в нач. XVIв.

Развитие на Тульской земле оружейного производства было неслучайно – неподалеку залегали железные руды, железо добывали из глыбовой руды. В конце XVIв. металлообрабатывающими промыслами, согласно писцовым книгам Тулы в 1587-89гг., занимались 216 ремесленников, несколько десятков из которых занимались оружейным делом. Началом освоения оружейного дела можно считать 1595 год, когда кузнецы были освобождены от податей и, согласно царскому указу, обязывались изготавливать казенное оружие. 30 мастеров поселились на дарованной им земле за рекой Упой и образовали Кузнецкую казенную слободу. Всех знающих кузнечное дело и желающих получать опыт в данном ремесле записывали в оружейники и они могли обосновываться в слободе. И уже к концу XVIIвека оружейным делом занимались до 300 мастеров. Оружейное производство развивалось и по приказу царя Петра I в 1712г. впервые в Туле и России был построен завод по выделке оружия.

Слово «кузнец» в то время означал ремесленника, занимающегося обработкой металла, изготавливающего весьма сложную и тонкую продукцию. Тех мастеров, кто производил холодное оружие, именовали кузнецами-бронниками, сабельными мастерами. Когда возникала потребность создать украшенное оружие, тульские мастера брали за основу образцы из Европы и Азии, которые привозили купцы. До тульских мастеров художественной резьбой занимались мастера московской Оружейной палаты, которые поделились своими секретами с туляками. Отсутствие драгоценных камней и металлов вынуждало тульских мастеров придумывать новые приемы и технологии отделки, где недостаток материала компенсировался красотой и сложностью исполнения.

Екатерина II при посещении завода в 1787 году отмечала «отличную охоту и способность мастеров, изделия которых во всех частях не уступают самым прославившимся в сем роде иностранным художникам». Тульские мастера в художественной отделке металлических и деревянных поверхностей большое внимание уделяли различным техникам – технике травления, наводка золотом и серебром, чеканка, чернение, плоская и обронная резьба по металлу и дереву, всечка и инкрустация. 

Техника травления заключалась в химической обработке металла растворами кислот для изменения вида его поверхности, сталь покрывали особым тестом из воска, асфальта и смолы. На этом покрытии рисунок вычеркивался тонкой иглой до металла. Обронная резьба по металлу и дереву – один из распространенных видов гравирования, при котором рельефный орнамент выступает на глубоко выбранном (вырезанном) фоне. Фон покрывался позолотой, а орнамент полировался до блеска. Техника чеканки – узоры на металлической пластинке – получаются путем выдавливания.

С XVIII века в искусстве художественной отделки начал развиваться самобытный промысел – тульская всечка. Исторически известно, что тульских резчиков научили навыкам всечки английские мастера. Промысел быстро приобрел популярность, так как царским особам нравились ружья, украшенные виртуозной резьбой и замысловатыми узорами. Историческим фактом является то, что тульские мастера принесли свой вклад в развитие промыла. Английские мастера вставляли проволоку в «канавки» (прим. в деревянных прикладах ружей или рукоятях сабель прорезали траншейки глубиной до 1 мм, куда вставляли проволоку) широкой стороной, что создавало определенные трудности при изгибе и значительно ограничивало фантазию художников в многообразии узоров. Тульские мастера развернули ее на 90 градусов, процесс всечки стал более трудоемким, но данное решение позволило мастерам расширить варианты и комбинации орнаментов. Техника всечки представляет собой прорезание поверхности дерева на глубину проволоки по контуру будущего рисунка и забивание молоточком в эти углубления золотой или серебряной проволоки. Мастерство заключается в «ювелирной» работе с проволокой, толщина которой порой не превышает волоса, поэтому резчики должны обладать большой выдержкой и терпением.

В сочетании с всечкой применялась также инкрустация перламутром, костью, металлическими пластинами, камнем. В своих изделиях тульские мастера использовали ценные породы дерева – карельскую березу, черное дерево, иранский орех. Особенно ценился кавказский орех за крепкую структуру и красивую переливающуюся текстуру материала. За годы развития оружейного дела в Туле мастера добились больших успехов в искусстве украшения оружия и неоднократно в XIXвеке получали международные награды. По данным 1825 года, в городе насчитывалось 43 различные металлообрабатывающие мастерские, принадлежавшие бывшим оружейникам, а к 1910 году их было уже 1140.

В первой половине XIXв. были широко известны предприятия многих мастеров. В мастерской оружейника Тимофея Карповича Воробьева проводилась отделка ружей и сабель. Тем же занимались мастера Гаврила Кириллович Тоболин, братья Алексей и Василий Лялины. В мастерской Назара Терентьевича Киселева оформлялось белое оружие. Мастера Никита Яковлевич Крапивенцев, Михаил Прокофьевич Земцов, Василий Яковлевич Гольтяков, Гаврила Родионович Хилин славились своими работами. С середины и до конца XIX в. популярны были своей замечательной оружейной продукцией владельцы мастерских: Иван Михайлович Гольтяков, Петр Михайлович Гольтяков, Василий Максимович Лялин, Михаил Дмитриевич Прохоров, Матвей Яковлевич Коновалов, Иван Осипович Сидачев, Иван Федорович Сушкин и многие другие.

В XXв. над художественным оформлением оружия трудятся мастера М.И. Глаголев, В.П. Густов, граверы М.С. Игнатов, И.В. Щербино, В.И. Борзов, А.С. Чуканов, А.В. Лявыкин, Г.Ф. Кулешов, В.В. Голованов, В.Ф. Королев.

До настоящего времени тульские мастера применяют несколько видов орнаментов, использующихся в гравировке и всечке по дереву – «английская спираль», «ветвь дуба», «русская плетенка», орнамент «пражский». Традиционно в оружейном украшении сочетаются жанровые сюжеты (анималистические, батальные или сцены охоты) с растительными узорами.

Мастерство тульских оружейников, их яркие работы можно увидеть в Тульском государственном музее оружия, Эрмитаже, Оружейной палате. Опыт художественной отделки ружей, накопленный в Туле веками, не увядает, он передается из поколения в поколение.

Одним из выдающихся мастеров – продолжателей традиции техники тульской всечки – являлся Народный мастер России, художник-гравер, потомственный мастер Сергей Витальевич Горбунов (10.10.1961-09.09.2020гг.).

В настоящее время традиция продолжается – мастера Екатерина Баташева, Татьяна Панкеева, Валерий Простянкин, Елена Мокина, Ольга Борзова (дочь усопшего художника-оружейника Александра Борзова), Каннуников Евгений, Латышев Валерий, Латышева Светлана и многие другие начинающие мастера-ученики занимаются технологией тульской кудрявой всечки.

Екатерина Львовна Баташева, 1972 г.р., начала изучать технологию тульской кудрявой всечки с 1998 года, когда однажды в одной из галерей увидела работы по тульской всечке, год обучалась у мастера, а далее познакомилась с Сергеем Витальевичем Горбуновым, который стал для Екатерины Львовны наставником. В 1998 году Екатерина Львовна получила звание Народного мастера РФ по художественной обработке дерева. Ее работы участвовали в фестивале «Российский сувенир» (Франция), Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Сочи, межрегиональном фестивале славянского искусства «Русское поле» и многих других, регулярно удостаиваясь почетных наград. К Екатерине Баташевой многие ученики Сергея Горбунова после его смерти, осваивающие направление тульской кудрявой всечки, могли обратиться за помощью по объяснению рабочих моментов. Екатерина Баташева обучает ребят технологии тульской всечки, тем самым продолжая традицию и популяризируя ремесло, участвует в различных выставках всероссийского и международного уровня.

Социологический аспект: технология тульской всечки использовалась мастерами в качестве художественной отделки оружия, зародившись на первом, построенном в России, Тульском оружейном заводе.

Сведения о действиях над ОНЭД

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Организация и проведение экспедиции

Проводится: 2024 г.

Исполнитель: ГУК ТО «Объединение центров развития культуры», Кабанкова П.А., Гаврилина А.В.

Место действия: поселок Косая Гора, г. Тула, Тульская область.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНЭД

Способы передачи ОНЭД:

Технология тульской всечки передавалась мастерами из поколения в поколение, потомственные мастера бережно хранили технологию, многие из работ выставлялись на международных выставках. В настоящее время тульские мастера, знающие технологию, активно делятся со своими учениками, проводят мастер-классы, популяризируя традиционное тульское ремесло. 

Предметно-технологические характеристики ОНЭД

Технология тульской кудрявой всечки:

Важную и определяющую роль в работе мастера по художественной обработке дерева играет подготовка и организация рабочего места. Помещение, в котором работает мастер, должно иметь хорошее освещение. Рабочий стол должен быть массивным. На столе закреплены металлические тиски. Для создания правильного освещения у каждого мастера имеется переносная настольная лампа.

Работа с деревом требует большой усидчивости и напряжения.

Многочисленные инструменты раскладываются в определенном порядке. Инструменты должны располагаться у мастера на расстоянии вытянутой руки, чтобы мастер не терял времени на излишние движения. Каждый из них после использования кладется на свое место.

Инструменты, необходимые в работе мастера:

  • резцы, 2-3 шт.,резец с сечением 3,5 мм используется для прямых длинных линий, самый тонкий резец с сечением 1 мм используется для нанесения тонких и глубоких закругленных линий. Шпицштихель применяется для нанесения наметки, контуров рисунка. Резцы затачиваются односторонне, как стамеска. Ширина их зависит от толщины всекаемых линий.
  • молоточек, одна из сторон которого должна быть плоская и достаточно широкая, чтобы не промахнуться при работе с изделием
  • круглогубцы (или пинцет) для создания равномерного изгиба проволоки, формирования начала завитка проволоки
  • напильник (опиливание заготовок различной формы), надфиль (зачистка деталей, выполнение граверных работ)
  • наждачная бумага разной степени гридности, от более жесткой до нулевой, используется также для зачистки деталей
  • кусачки твердосплавные (или ножницы), предназначены для обрезания проволоки
  • датское масло, или любые другие масла, используются для пропитки, при нанесении глубоко проникает в структуру дерева, застывает и тем самым обеспечивает надежную защиту. Помимо этого оно очень ярко и великолепно проявляет фактуру самого дерева.
  • проволока серебряная, прокатанная предварительно на прокатном стане между валками соответствующей формы до толщины 0,2 мм, ширина 1 мм. Нередко мастер использует мельхиор, медь, иногда латунь.

Также мастер Баташева Екатерина Львовна в своей работе при изготовлении других изделий использует различные станки: токарный, фрезерный, лобзиковый, точильный станок, шлифовальный станок гриндер и сверлильный станок. Изготовление, закалку и точку инструмента мастер обычно осуществляет самостоятельно. Точка инструментов проводится вдали от рабочего места, чтобы металлическая пыль не покрывала изделия и инструмент. 

Технология тульской кудрявой всечки состоит из нескольких этапов:

Шаг 1

Нож с ножнами Екатерина Баташева заказывает у мастера по изготовлению ножей заранее. Мастер создает рисунок-эскиз непосредственно на поверхности изделия. Далее при работе с ножнами и рукоятью ножа резец мастер берет в правую руку так, чтобы шаровидная рукоятка упиралась в центр ладони, а пальцы сжимали сам резец. Резец втыкают под углом 90 градусов к поверхности изделия и прорезают резцом «канавку» рисунка-эскиза в деревянной основе ножа (материал дерева – грецкий орех) на глубину, которая равна ширине проволоки, приблизительно 1 мм в глубину. Движение резца осуществляется по линии рисунка. Мастер делает это поэтапно, одна линия прорезается, потом молоточком забивается серебряная прокатанная проволока. Левая рука придерживает деталь, поворачивая ее при изгибах линий резания. По периметру всего изделия прорезать резцом изделие нельзя, так как появятся сколы. Начало завитка формируется с помощью пинцета, можно использовать круглогубцы.

Шаг 2

Обрезают серебряную проволоку кусачками или ножницами, и забивают проволоку с помощью молоточка. Таким образом, получается, что мастер рисует металлом по дереву, всекает его в древесину. После того, как проволоку забили, у основания рисунка резцом вдавливают точку, для красоты орнамента.

Шаг 3

Когда вся серебряная проволока забита по периметру изделия (то есть когда мастер сделал всечку), промазывают клеем поверхность, и потом зачищают с помощью напильника, надфиля и наждачной бумаги, чтобы придать гладкость изделию, убрать излишний слой клея.  Проволока должна быть в уровень с деревом, то есть всечка должна хорошо просматриваться.

Шаг 4

После зачистки - процесс инкрустации. Постановка перламутра. Используется перламутр гелиотис (Австралия, Новая Зеландия), черная жемчужница, жемчуг, стабилизированная древесина (пропитана смолой и прокрашена красителем, цветовая палитра обширна, из стабилизированной древесины Екатерина Баташева изготавливает различные декоративные элементы и разноцветные вставки, в том числе «кабошон» - это полубусина, которая вставляется в изделия для украшения). В старину использовали для инкрустации белую кость, перламутр, жемчуг, драгоценные камни.

Рисунок по инкрустации мастер предварительно рисует на рукояти ножа. В заранее прорезанные по всему периметру изделия «канавки» вставляется вырезанный на точильном станке по нужной форме перламутр. Толщина перламутра – 1,5-2 мм, прорезают канавки на глубину в соответствии с толщиной перламутра. После установки перламутра, ровняют его надфилем, чтобы не выступали края, таким образом повторно зачищают всё изделие, перламутр приобретает более насыщенный цвет и всечка на изделии после обработки надфилем становится более очевидна.

Шаг 5       

После установки перламутра и финальной зачистки – гравировка по перламутру, если необходима. Здесь нужно проявлять особую аккуратность, так как если пластина перламутра слишком тонкая, она может треснуть, и мастер будет вынужден менять всю деталь. Далее делают чеканку по дереву по рисунку, затем пропитывают датским маслом, чтобы придать цвет изделию, после пропитки – полировка.

Лица, имеющие отношение к ОНЭД:

Баташёва Екатерина Львовна, 1972 г.р., поселок Косая Гораг. Тула.

 Библиография               

1. Богомазов Д.Н. Художественное мастерство тульских оружейников/Д.Н. Богомазов. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1967. – 111с.

2. Горбунов, С.Г. Тульская кудрявая всечка / Горбунов С.Г. // Народное творчество, - 2018. - №3. – С. 17-18.

3. Королева, С.В. Традиционный тульский промысел – художественная отделка ружей. Памяти резчика по дереву В.Ф. Королева/С.В. Королева. – Текст: электронный// портал РГХПУ им. С.Г. Строганова. – С. 292-300. – URL: https://академия-строганова.рф/uploads/catalogfiles/1661_s-v-koroleva-tradicionnyj-tulskij-promysel-hudozhestvennaya-otdelka-ruzhej-pamyati-rezchika-po-derevu-v-f-koroleva.pdf

4. Куликов В.В. Ажур металла рукотворный/В.В. Куликов. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1990 – 160с.

5. Тульская историко-культурная энциклопедия / [редкол.: Е. В. Симонова (отв. ред.) и др.]. - Тула: Дизайн-коллегия, 2018. - 751 с.

6. Тульские ремесла. Подарочное издание / сост. В.Н. Кузнецов – Тула, Свамия, 2018. – 80с.

Форма фиксации: фото, видео.

Аналитическая характеристика: Тульская область, традиционные технологии, традиционные ремесла, обработка дерева, обработка металла, всечка, тульская кудрявая всечка.

Иллюстративные материалы

Фото

01 Е.Л. Баташева - народный мастер РФ по художественной обработке дерева со своими работами, поселок Косая Гора г. Тула Тульской обл.

Центр народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»

2024– Кабанкова П.А., Гаврилина А.В.

Тульская область, г. Тула, поселок Косая Гора

Архив ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»

Баташева Екатерина Львовна (1972 г.р.)

 

02 Нож, работа Е.Л. Баташевой - народного мастера РФ по художественной обработке дерева, поселок Косая Гора г. Тула Тульской обл.

Центр народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»

2024– Кабанкова П.А., Гаврилина А.В.

Тульская область, г. Тула, поселок Косая Гора

Архив ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»

Баташева Екатерина Львовна (1972 г.р.)

Видео

01 Репортаж (интервью) о технологии тульской кудрявой всечки в поселке Косая Гора г. Тула Тульской обл.

Центр народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»

2024 – Кабанкова П.А., Гаврилина А.В.

Тульская область, г. Тула,поселок Косая Гора

Архив ГУК ТО «Объединение центров развития культуры»

Баташёва Екатерина Львовна(1972 г.р.)               

  1. Паспорт ОНЭД «Технология тульской кудрявой всечки»