ГУК ТО «ОЦРК»
  • Все категории
  • Центр народного творчества
  • Центр развития кино
  • Методический центр по образованию и повышению квалификации
  • Ремесленный двор Добродей
  • Центр проектной деятельности
  • Медиа-центр
  • НП "Культура"
  • Год культурного наследия народов России
  • Школа креативный индустрий
С
По
300025, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1А, Б

Технология изготовления женского головного убора Тульской области «Повойник»

ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Наименование ОНКН «Технология изготовления женского головного убора Тульской области «Повойник»

Историко-географические характеристики бытования ОНКН

Места бытования:

Современное место бытования

Российская Федерация, Тульская область.

Сведения о происхождении

Тульская губерния.

Краткое описание ОНКН

Повойник, изготавливался из цветной мате­рии, и являлся нижним головным убором. Он всегда прикрывался сверху. В одном повойнике ходить по дому, а тем более по улице не полагалось.

Историко-географические и социокультурные характеристики ОНКН

Состояние бытования: Головным уборам в костюме издавна уделяли самое большое внимание. Они были разнообразны. При их изготовлении владелица в полной мере проявляла свою фантазию и демонстрировала вкус. Головные уборы девушек и замужних жительниц Тульской губернии различались. Женщины прятали все волосы под головной убор, девушки же оставляли открытой макушку.

Риск исчезновения: Работа очень кропотливая, требующая много навыка и терпения.

Форма бытования: Аутентичная.

Исторический аспект: Повойник был известен еще в XIII—XVII. В XVIII—XIX веках повойник оставался тем же, что и в средние века, — нижним головным убо­ром. А вот во второй половине XIX века повойник стал использоваться не толь­ ко как дополнительный, но и как самостоятель­ный головной убор. Повойники были широко распространены как в Европейской России, так и в Сибири. Во второй половине XIX века их носили не только кресть­янки, но и женщины разных сословий из небольших провинциальных городов России. В первые два десятилетия XX века повойник с платком стал основным головным убором замужних кре­стьянок, вытеснив старинные головные уборы, такие как кокошники, сороки. В 20-е годы XX века он превратился в головной убор старух.

Сведения о действиях над ОНКН

Тип действия: Популяризация.

Предметно-технологические характеристики ОНКН

Повойник, использовавшийся в будни, изготавли­вался из холста, ситца, сатина, миткаля и т. п. недорогих тканей. Праздничный повойник шился из шелка, атласа, парчи, бархата, кашемира. Он украшался бисером, стеклярусом, ленточками с блестками и т. п.

Повойники шились обычно с круглым или оваль­ным верхом и нешироким, пришитым к нему околышем, собранным на шнурок и затягивав­шимся на затылке. Довольно широко встречались также повойники, изготовленные из одного кус­ка ткани, собранной на темени мелкими склад­ками, затягивавшейся на затылке на тесемку.

Иногда встречались повойники, сшитые как дет­ский чепчик с полуовальной задней частью и широким околышем, завязывавшиеся не на за­тылке, а под подбородком.

Этапы работы:

Для выполнения основы потребуется лоскут хлопчато-бумажной ткани красного или бордового цвета 35 х 35см. Цветной ситец для подбивки околышка 60 х 8см. Однотонный или цветной лоскут 30х30см для выполнения скрутки – твердой основы под сборку.  Косая бейка из черного сатина – 60см. Бисер – белый и цветной, 2 бельевые пуговицы, металлические пайетки, шнурок – 1 м.

Рис.1

Выкраиваем из красной ткани основную деталь.

Рис.2

Собираем центральную часть в мелкую сборку.

Рис.3

Стачиваем околышек, шов разутюживаем. Соединяем сосборенную часть донышка с околышком.

Рис.4

Подшиваем подклад.

Рис.5

Оформляем край косой бейкой, подкладку по околышку пришиваем потайным швом.

Рис.6

Затылочную часть подгинаем, формируем кулиску. Продеваем шнурок или тесемку.

Рис.7-8

Готовое изделие украшаем вышивкой бисером №14 «в прикреп», мелкими металлическими пайетками и пуговицами.

Рис.9

Из квадрата ткани 30х30см, свернутого по диагонали выполняем твердую основу. Скручиваем тугой жгут и закрепляем его нитью. Подшиваем жгут под сборку над околышком.

Рис.10

Готовое изделие - повойник

Лица, имеющие отношение к ОНКН:

  1. Исследователь – И.Е.Климов (частная коллекция)

 Библиография

  1. Д.К. Зеленин, Женские головные уборы восточных (русских) славян, (Журнал Slavia, Rocnik V, Sesit 2, Praze 1926)

Аналитическая характеристика: Тульская область, традиционные ремесла, декоративно-прикладное народное художественное творчество, повойник.

  1. Паспорт ОНКН «Технология изготовления женского головного убора Тульской области «Повойник»»
  2. Схема женского головного убора «Повойник»