ГУК ТО «ОЦРК»
  • Все категории
  • Центр народного творчества
  • Центр развития кино
  • Методический центр по образованию и повышению квалификации
  • Ремесленный двор Добродей
  • Центр проектной деятельности
  • Медиа-центр
  • НП "Культура"
  • Год культурного наследия народов России
  • Школа креативный индустрий
С
По
300025, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1А, Б

Технология изготовления трещотки в деревне Кураково Белевского района Тульской области

ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Наименование ОНКН

«Технология изготовления трещоток в деревне Кураково Белёвского района Тульской области» Историко-географические характеристики бытования ОНКН

Места бытования:

Современное место бытования

Российская Федерация, Тульская область, Белевский район, деревня Кураково.

Сведения о формировании

Российская Федерация -> Тульская область -> Белевский район -> деревня Кураково.

Краткое описание ОНКН

Трещотка — самобытный русский народный музыкальный инструмент. Районы бытования — Калужская, Курская, Орловская, Тульская области. Играют на трещотках преимущественно женщины, ритмически сопровождая величальные, плясовые, игровые и свадебные песни. В некоторых случаях используется как сольный инструмент с пением либо с гармоникой для сопровождения частушек, а также в составе инструментальных ансамблей. Для дополнения тембровой окраски к нему привязывали колокольчики или бубенцы.

Историко-географические и социокультурные характеристики ОНКН

Риск исчезновения: Опасность исчезновения закачается в сокращение числа носителей, которые могут передать свое ремесло и знания молодому поколению. 

Исключительность/Ценность: Только истинные мастера могли сделать звучащую трещотку.

Форма бытования: Аутентичная.

Исторический аспект: История возникновения русских музыкальных народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.

В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов.

Трещотка исконно русский музыкальный инструмент, представляющий собой ряд деревянных плашечек, нанизанных на кожаный ремешок. Сухие деревянные пластинки отделены друг от друга небольшими планками у основания, за счет этого и образуется довольно специфический, но приятный слуху звук, напоминающий треск. Трещотка изготавливается обязательно из совершенно сухого дерева, желательно дуба - именно это обеспечивает музыкальные свойства инструмента.

Сведения о действиях над ОНКН

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Экспедиция специалистов Центра народного творчества

ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

Проводится: 2016 г.

Предметно-технологические характеристики ОНКН

Технология изготовления трещоток:

Конструкция трещотки простая, поскольку набирается из двух десятков тонких дощечек не более 18 сантиметров длиной. Но подготовительный процесс достаточно долгий. В лесу надо выбрать старый дуб, который не менее двух лет стоит сухой, но не гнилой. Его необходимо простучать палкой. Если он звенит, то дерево срубают и распиливают на чурбачки. Далее при помощи стального инструмента килы и киянки, чурбачки осторожно раскалывают на небольшие дощечки толщиной около 5 см. При распиливании заготовки на дощечки нужно учитывать расположение полос структуры дерева, которые должны проходить по всей длине бруска. При изготовлении прокладок слой дерева также должен проходить по их длине, в противном случае во время игры на готовом инструменте при ударе пластинок одной о другую они растрескиваются по всей длине.  

Эти заготовки замачивают в воде на 1 час. Далее их обрабатывают рубанком, а шлифовкой догоняют до нужного размера. Потом изготавливают промежуточные деревянные прокладки толщиной до 5 мм, их устанавливают между дощечками.  Их наличие позволяет разъединить между собой дощечки, отчего звук от их ударения становился значительно сильнее и звонче. К каждой дощечки и приложенной к ней прокладке, отступив от краев примерно по 10 миллиметров, просверливают отверстия диаметром 7 мм, можно меньше, главное, чтобы продеваемая в них кожаный шнурок сидел плотно. Все дощечки с прокладками продевают поочередно, стараясь, чтобы они сидели плотно. На выходах веревки завязывают по четыре узла, а свободные концы в неширокое кольцо, используемое для удержания инструмента.

Трещотку берут за концы веревок в обе руки. При исполнении трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно, потому что вверху пластины плотно скреплены узлами. Коротким толчком свободной части обеих кистей трещотка как бы мгновенно сжимается. Пластины стукаются друг о друга, издавая треск. Манипулируя кистями рук, ударяя ими то одновременно, то порознь, можно извлекать на этом инструменте самые разнообразные ритмы. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.

Лица, имеющие отношение к ОНКН:

Носитель - Половов Виктор Васильевич (1949 г.р.), житель деревни Кураково Белевского района Тульской области.

Библиография

Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских музыкальных инструментах. – Москва, Советский композитор, 1976, -С.18-19

Поветкин В.И. Открытие трещоток новгородских. - Москва, 2001,-С.161

Форма фиксации: Фото/видео.

Аналитическая характеристика: Тульская область, традиционные технологии, трещотки.

  1. Паспорт ОНКН «Технология изготовления трещоток в деревне Кураково Белёвского района Тульской области»
Видео