ГУК ТО «ОЦРК»
  • Все категории
  • Центр народного творчества
  • Центр развития кино
  • Методический центр по образованию и повышению квалификации
  • Ремесленный двор Добродей
  • Центр проектной деятельности
  • Медиа-центр
  • НП "Культура"
  • Год культурного наследия народов России
  • Школа креативный индустрий
С
По
300025, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1А, Б

Технология изготовления «бахил» в селе Никитское Воловского района Тульской области

Историко-географические характеристики бытования ОНЭД

Места бытования:

Современное место бытования

Российская Федерация, Тульская область, Воловский район, село Никитское.

Сведения о формировании

Российская Федерация -> Тульская область -> Воловский район -> село Никитское.

Дата формирования: XVIIв.

Краткое описание ОНЭД

Изготовление чунь, или «бахил», было широко распространено среди жителей Воловского района (ранее Богородицкий уезд Тульской губернии в XIX-XXвв.). Стоит отметить, что обувь из пеньки, которую изготавливали собственноручно крестьяне, пользовалась большим спросом, ее продавали на базарах, ярмарках, использовали во время полевых работ, в качестве домашней обуви. Лапти не имели такого широкого распространения на территории Воловского района в связи с тем, что был существенный недостаток липы и лапти из домашнего липового лыка встречались крайне редко на данной территории. Чудом уцелевшие от распашки небольшие леса не могли удовлетворить потребности местного населения в лыке. Однако пенька, получаемая крестьянами со своих конопляников, была в избытке. Именно по этой причине в XIX веке чуни стали здесь основным типом повседневной обуви.         

Летом 2006 года в селе Никитском Воловского района Тульской области произошла случайная встреча Климова И.Е. с мастером, владеющим технологией изготовления пеньковых бахил. Николай Павлович Пешехонов (1927-2016) освоил это ремесло еще в детстве, когда плел обувь для нужд собственной семьи. По воспоминаниям, последние «быхилы» он сделал, когда ему было 17 лет. По просьбе собирателей, он согласился показать весь процесс плетения, для чего потребовалось самостоятельно изготовить колодку, скрутить веревку из покупного шпагата и запастись небольшими гвоздями. Съемка осуществлялась в течение нескольких дней, дала исчерпывающий материал для видеоролика и описания объекта.

Историко-географические и социокультурные характеристики ОНЭД

Состояние бытования: В настоящее время о технологии изготовления «бахил» знают несколько человек в селе, однако производством обуви не занимаются, молодое поколение традицию не перенимает.    

Риск исчезновения: Технология находится на грани исчезновения. Основная причина - традиция уходит в прошлое.

Исключительность/Ценность: Ценность повседневной обуви «бахилы» заключается в особенной технологии плетения обуви из пеньковой веревки. Так как известно, что именно в Богородицком уезде Тульской губернии (ныне Воловский район) в XIX-XXвв. было большое сосредоточение кустарей-веревочников, которые занимались изготовлением веревок из пеньки, и впоследствии плетением чунь, или «бахил». 

Форма бытования: Аутентичная.

Исторический аспект: Согласно «Справочной книге для учреждений, должностных лиц, торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов»[1] 1912г. село Никитское относилось к Богородицкому уезду Тульской губернии.

Богородицкий уезд занимал положение в восточной половине Тульской губернии, и граничил с Веневским, Епифанским, Ефремовским и Чернскими уездами. В церковно-административном отношении уезд разделялся на три благочиннических округа.  

Село Никитское в конце XIXв. в составе 6 своих слобод располагалось по течению реки Непрядвы на расстоянии 84 км от Тулы, 24 км от Богородицка и 8 км от Елецкой ветви Сызрано-Вяземской железной дороги. По всему течению реки Непрядвы находилось множество родников. Также, по рассказам старожилов, местность прихода была богата лесами. Возникновение села Никитское относят к XVII столетию, когда прекратились набеги татар на Московское государство. Первый храм был построен во имя великомученика Никиты, и все слободы, составившие приход, получили одно общее название села Никитского. Церковный приход состоял из села Никитского и двух деревень: Красный Холм и Осиновый Куст. После строительства в 1886 году в деревне Осиновый Куст церкви Никольской это село выделилось из данного прихода, но жители села Никитское по-прежнему посещали Троицкую церковь села Никитское.

Известно, что существование местных традиционных бытовых и художественных ремесел и промыслов определяется наличием природного сырья и материалов, традиционными навыками изготовления изделий и потребностью в самих изделиях. В связи с чем развитие кустарных промыслов было связано с природопользованием. Земли Богородицкого уезда входили в зону черноземной полосы. Так, на период 1910-1912 гг. в Богородицком уезде в 789 хозяйствах занимались кустарными промыслами 980 человек. По сравнению с другими уездами – Тульский, Алексинский, Белевский, в Богородицком уезде отмечены следующие промыслы – портновский, сапожный, скорняжный и др. Из местных промыслов зафиксированы лыкоплетение, корзиночный, валяльный, шерстобитный и др. В конце XIXв. отмечено увеличение числа мастеров в шерстобитном промысле и лыкоплетельном. В Богородицком уезде число мастеров, занимавшихся плетением лаптей достигло 295 человек (из 599 по всей губернии).  

Население Богородицкого уезда, занимавшееся ткачеством из шерсти, льна, конопли, пеньки, бумаги, занятие свое не выделяло и не обособляло в особый промысел ремесленного характера, так как оно служило для удовлетворения потребностей местных жителей.     

Однако в выпуске № 1 справочника «Кустарно-ремесленные промыслы Тульской губернии» указано, что Богородицкий уезд занимал одно из ведущих мест по количеству кустарно-ремесленных промыслов.   

Так, с целью поддержки кустарного ткачества в 1897 году согласно постановлению Кустарного комитета было разрешено выдавать землевладелице Богородицкого уезда Тульской губернии графине Ю.А. Бобринской в течение 4 лет пособие по 600 рублей в год на организацию в Богородицком уезде кустарного ткачества и содержание кустарной ткацкой мастерской.

Жители Богородицкого уезда также занимались производством предметов домашнего обихода: соломенных ложков для муки, из ивовых прутьев делали кошелки, верши для ловли рыбы, по указаниям заказчиков плели соломенные шляпы, соломенные ульи и дорожные корзинки с крышками, из ивовых прутьев – корзинки для белья.

К промыслам, которые не получили широкого распространения в Богородицком уезде, относились – производство «мохреных и гладких ковров», стоимость которых зависела от размера готового изделия, горшечное производство, ямщичество (извоз), изготовление саней и дуг. 

В сводной таблице по уездам Тульской губернии в Богородицком уезде в конце XIXв. было зафиксировано в одном из направлений деятельности крестьян – обработка волокнистых веществ – число кустарей, которое насчитывало: 12 человек прядильщиков, 21 человек веревочников и канатчиков, 27 человек валяльщиков, портных 158 человек, ткачи и сукновалы по 8 человек. Группа эта количественно очень незначительна, а кроме того, все перечисленные промыслы, за исключением веревочного, носят очень разбросанный характер. Что же касается веревочников, то значительная часть их находилась в Верхоупье, часть Богородицкого уезда, которое, таким образом, представлял собой небольшое гнездо веревочного производства в Тульской губернии в конце XIX- начале XXвв. В Куракинской волости Богородицкого уезда занимаются изготовлением обуви из пеньковых веревок (чуни) – число кустарей насчитывает 295 человек. Так, в 1897 году чуни изготовлялись в 4 селениях Куракинской волости, где промыслом этим занимались 484 крестьянки, в 1900 году – 1536 чуновщиц в 8 селениях той же волости, причем ими было куплено и переработано до 58 тонн пеньки (волокно из стеблей конопли), кроме той, которая была получена со своего надела. Чистая прибыль чуновщицы за 6 месяцев работы колебалась от 30 до 40 рублей.  

Активное бытование домашних ремесел, связанных с изготовлением для собственных нужд полотна, одежды, обуви, определяло традиционную культуру края. Так, мужской крестьянский костюм Тульской губернии состоял из замашной рубахи (сшитая из сотканного холста из конопли), замашных или тяжевых (штаны, сшитые из холстины) портков, лаптей с онучами и оборами, мужики побогаче обували сапоги. Обувь изготавливали из разного рода сырья – она могла быть кожаная или сафьяновая из тонкой овечьей или телячьей кожи (сапоги, ботинки), лыковая (лапти), пеньковая (чуни), деревянная и валяная из войлока (валенки). По воспоминаниям педагога и краеведа П.Г. Васильева, в крестьянском обиходе Богородицкого уезда была широко распространена плетеная обувь – лапти, чуни. Чуни – род туфель, сплетенных из пеньковых веревок прямым плетением. По форме они были с прямоугольной головкой, с круглой головкой с загнутым носом. С лаптями и чунями носили онучи – оборачивали ноги тканью. Бахилы же носили на босу ногу дома.   

Получали пеньковую веревку следующим образом – выросшую коноплю делили на более качественную для производства холста и на моче́нец, из которого делали верёвки, а из них плели бахилки, чуни, возовые верёвки. Н. Горина описывает обработку пеньки в селе Непрядва: моченец мочили в реке (от этого и название – моченец), связывая в снопы и привязывая к двум бревнам, чтобы не унесло течением. Три недели лежали снопы в воде, а затем, поставив «в козлики», сушили. Высушенный моченец везли на ток мять, потом из него пряли, ткали онучи (позднее – портянки), мешковину, веретья, веревки для чуней и бахилок. Для мятья клали пучок конопли поперек чурака и нажимали на его верхний брусок, вследствие чего кострика или древесина переламывалась и отпадала в известном количестве. Затем оставшаяся кострика на мятой конопле удалялась посредством деревянного трепла, которым ударяли по пучку мятой конопли, удерживаемому в висячем положении левою рукою.

Бечевки для плетения изготавливали при помощи деревянного крюка, выполняющего роль веретена: левой рукой мастер отделял прядь волокон от общего пучка, а правой вращал против часовой стрелки крюк, на который и наматывал затем свитую нить. Сучили веревку также при помощи крюка. Для этого чуневщик цеплял нить за середину, натягивал левую ее часть и обвивал ее правой, перебрасывая крюк по часовой стрелке. Для плетения чунь применяли бечевку в две нити, на подошву же шла веревка в три сложения.

Из доклада Управы по отношению комитета для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии от 24 сентября 1904 года  следует, «…имея в виду, что в селениях Куракинской волости (Богородицкого уезда), а также в некоторых селениях Сергиевской и Дедиловской волостей за последние годы сильно развилось чуневое производство, в которых плетением этой обуви занимаются более 2000 крестьянок-чуневиц, близость расположения этих селений от города Тулы…Материалом для производства чунь крестьянам чуневщикам и чуневщицам, служит главным образом пенька (волокно из стеблей конопли), получаемая с собственных огородов, но таковой обыкновенно не хватает и недостающую часть её крестьяне покупают на базарах ближайших торговых селений. Чуневщицы Куракинской волости, кроме того, покупают пеньку через посредство торговцев из городов Орла и Калуги и уездных городов Тульской губернии…Изготовляемыя чуни сбываются чуневщицами на базарах в г. Туле, Богородицке и селе Дедиловке, а также торговцами, скупающими чуни для продажи рабочим на каменноугольных копях (прим. устаревшее название сооружения для наземной и подземной разработки полезных ископаемых) Южных губерний. Каждая чуневщица, занимаясь изготовлением чунь в течение 6 зимних месяцев, может получить от своего производства от 24 до 30 рублей чистой прибыли…Кроме того, размер заработка кустарей чуневщиков во многом зависит и от времени сбыта изделий, так, в летние месяцы, когда производство чунь вследствие полевых работ прекращается и сбыт их на базар бывает самый незначительный, цены на чуни повышаются, и потому зажиточные чуневщики обыкновенно сбывают изделия в эти месяцы…продавая свои чуни, сравнительно с зимними ценами от 5 до 8 коп. дороже за пару…».[2]

Меры помощи этому кустарному делу, предлагаемые Богородицким Земским Собранием, таковы: 1) командирование на казенный счет Министерством Земледелия и Государственных Имуществ инструктора, под руководством которого кустарь мог бы обучиться улучшенному способу обработки пеньки и изготовлению разных пенечных изделий, 2) покупка пеньки большими партиями и продажа ее, равно как и улучшенных мялок и трещалок, 3) выдача кустарям на время из Тульского кустарного музея образцов пеньковых изделий, как русских, так и заграничных. 

О процессе изготовления чунь сказано следующее – «…плетут их в той же избе, в которой живет крестьянское семейство. Приспособлений никаких не приходится делать. Плетут их, сидя на лавке, скамейке, стуле. Из необходимых предметов труда – несколько колодок различной величины, стоящие по 10 коп. каждая, иглы, стоящие 10,12 ил 15 коп., имеющие вид шила, молоточек, стоящего 25 коп., который переходит от старших членов семьи к другому поколению. Кроме того, нужны маленькие гвозди…запасшись всеми необходимыми материалами начинают плести чуни. Прикрепив первые поперечные полоски покромок к колодке гвоздями, начинают производить крепкий «плетушек»; подошва и задники пробираются вдвое, для большей крепости; маленькие детские чуньки, для годовалых ребят, делаются с одинарной подошвой…окончивши всю работу, вытаскивают гвоздики, и плетушки готовы. В день можно сделать женских чунь от 3-4 пар, детских больше, мужских несколько менее…чуни эти употребляются местным населением дома…занятие этим промыслом вредных последствий для здоровья за собой не влечет и не требует ни особенно долгой подготовки, ни каких-либо особых приспособлений. Детей от учения не может отвлекать, потому что ранее 12-14 лет дети не начинают плести чуни, так как нет на это занятие достаточно физических сил. Нужно только пожелать, чтобы можно было дать этому промыслу надлежащее развитие, и отыскать сбыт произведениям…»[3], про период изготовления обуви сказано следующее: «… гораздо быстрее распространяется употребление веревочных чуней, или лаптей, сплетенных из веревок, которые вьются из пеньки…этот сорт лаптей…носится до 2 месяцев, заготовляется из собственного материала в зимние вечера и только один имеют недостаток – слишком тяжел на ноге, когда намокнет. Обувь эта не так скоро готовится, как лыковая и берестовая; хорошему работнику никак не сделать более трех штук в сутки…».[4]  

Таким образом, на территории Богородицкого уезда Тульской губернии в XIX-нач. XXвв. была широко распространена технология плетения чунь, бахил из пеньковых веревок. Богородицкое земство ходатайствовало о мерах поддержки со стороны Тульского Губернского Земства, однако так и не получило положительных результатов, в связи с чем технология изготовления чунь, бахил не выделилась в отдельный кустарно-ремесленный промысел, не получив поддержки. После объединения единоличных крестьянских хозяйств в колхозы, произошедшего в 20-е годы XX столетия, крестьяне лишились возможности сеять коноплю для собственных нужд. Отсутствие сырья привело к полному угасанию традиции изготовления обуви к 60-м годам XX века. На смену пеньковым бахилам пришли домодельные тапочки, центром производства которых стало село Кузовка. Чуни же с этого времени стали ассоциироваться с крайней нуждой. Также их могли надевать во время ритуального ряжения на второй день свадьбы или на Троицу, когда ходили чудаками по селу. В первой трети XXв., таким образом, обувь из пеньки постепенно выходит из обихода.

Социологический аспект: «бахилы» использовались как повседневная обувь для мужчин, женщин, детей. 

Сведения о действиях над ОНЭД

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Организация и проведение фольклорно-этнографической экспедиции

Проводится: 2006 г.

Исполнитель: личный архив И.Е. Климова

Место действия: село Никитское, Воловский район, Тульская область.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНЭД

Способы передачи ОНЭД:

В настоящее время технология не передается молодому поколению, традиция постепенно уходит в прошлое, так как в селе Никитское осталось небольшое количество местных жителей.  

Предметно-технологические характеристики ОНЭД

Технология изготовления «бахил»:

Для плетения чунь требуются: деревянная колодка, небольшой нож, кочедык и веревка.

По рассказу Пешехонова Николая Павловича, традиционная обувь села Никитское Тульской области – «бахилы» (видовое название «чуни») изготавливалась следующим образом:

Шаг 1. Подготовка колодки

Для упрощения работы часто используются гвозди, вбивая которые в колодку, мастер имеет возможность равномерно распределить и закрепить нити основы. Однако опытный чуневщик может обходиться и без гвоздей. Необходимо заранее подготовить деревянную основу-колодку для плетения. Колодка изготавливалась самими крестьянами и, как правило, имела прямоугольную форму с небольшим выступом в передней части – на головашке. «Кочедык — инструмент, похожий на шило и служащий для поддевания бечёвок, крестьяне покупают в городах, а иногда у местных кузнецов. Ножи преимущественно употребляют косные»[5]. В деревянную колодку вбиваются по всему периметру металлические гвозди, это делается с единственной целью - придать основу для будущего изделия и заплетать по ней.   

Шаг 2. Основа

В деревянной колодке расстояние между гвоздями обвязывается заранее подготовленной пеньковой веревкой, изготовленной из конопляного волокна, по нижней части деревянной основы в направлении вверх-вниз между гвоздями также обвязываем веревкой, затем верхнюю часть обкручиваем ею. 

Шаг 3. Плетение

Плетение начинают с укладывания нитей основы по бортам колодки в 4-6 рядов. Затем змейкой располагают веревку по подошве лапы от пятки до головашки. После этого окручивают и саму головашку, одновременно формируя основу для плетения как сверху носка, так и со стороны подошвы. Затем чуневщик плетет борта простым полотняным переплетением, начиная работу с пятки. После бортов той же бечевкой заплетается верхняя часть лапы. Если же взять веревку потоньше, то выйдут чуни с писаной головашкой.

Пожалуй, самым сложным этапом в изготовлении обуви является формирование подошвы. Так, например, бечёвкой в два сложения можно заплести лапу прямой вязенкой, а затем подковырять подошву волами, используя двуслойное плетение. Известен также способ плетения крестами, но самым распространенным вариантом все же является косая вязёнка веревкой в три сложения.

Шаг 4. Заключительный этап

Готовые чуни обжигали над языками пламени, чтобы удалить лишние ворсинки. Ну а крепилась обувь на ноге при помощи веревочных обор. Известно, что в селе Малёвке было принято использовать черные суконные оборы.

Лица, имеющие отношение к ОНЭД:

Носитель - Пешехонов Николай Павлович (1927-2016), житель села Никитское Воловского района Тульской области.

Библиография

1. Справочная книга для учреждений, должностных лиц, торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов: Европ. Россия, Сибирь и Кавказ: Полн. списки, местонахождение и точ. почтовые адреса: зем. начальников, мировых посредников, крестьян. начальников...: Книга заключает в себе более 2000 точ., провер. на местах, адресов / Сост. Ф.П. Быстржицкий. - Санкт-Петербург: И.И. Зубков, п/ф. "Законоведение", 1912. - VI, [2], 500 с.; 24.

2. Доклад управы по отношению комитета для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии от 24 сентября 1904 года за № 251. стр. 48

3. Ринк Н. Записка о чуневом производстве // Архив РЭМ: фонд 1, опись 2, дело № 499.

4. Васильев, П.Г. Волово. Юбилейное издание к 80-летию Воловского района Тульской области. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. – 226с.

5. Кустарно-ремесленные промыслы Тульской губернии: Вып. 1 / Тул. губ. земство. Оценочно-стат. отд-ние. - [Тула]: Тульская губ. земская управа, 1913.

6. Куликово поле: исследования историко-культурного и природного наследия. М. – Тула, 1999. – 141с., с илл.

7. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей/ Изд. 2-е, испр. и доп. / Подготовка текста, составление, таблица, комментарии, послесловие: М.В. Майоров; Комментарии: М.В. Майоров, Т.В. Майорова. – Тула, Издательский дом «Пересвет», 2010. – 568 с, ил.

8. О.Н. Прокопец. ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ. Традиционный народный костюм Тульской и Рязанской областей: методическое пособие. – Тула: Свамия, 2022. – 208 с., илл.

9. Трубаченкова, Д. Народные промыслы Богородицкого уезда/ Д. Трубаченкова// Богородицкие вести. – 1997. – 15 марта. – с.6-7: фото.

Форма фиксации: Видео, фото.

Аналитическая характеристика: Тульская область, традиционные технологии, традиционная обувь, чуни, бахилы.

[1] Справочная книга для учреждений, должностных лиц, торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов : Европ. Россия, Сибирь и Кавказ : Полн. списки, местонахождение и точ. почтовые адреса: зем. начальников, мировых посредников, крестьян. начальников... : Книга заключает в себе более 2000 точ., провер. на местах, адресов / Сост. Ф.П. Быстржицкий. - Санкт-Петербург: И.И. Зубков, п/ф. "Законоведение", 1912. - VI, [2], 500 с.; 24.

[2] Доклад управы по отношению комитета для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии от 24 сентября 1904 года за № 251. стр. 48

[3] Ринк Н. Записка о чуневом производстве // Архив РЭМ: фонд 1, опись 2, дело № 499.

[4] Ринк Н. Записка о чуневом производстве // Архив РЭМ: фонд 1, опись 2, дело № 499.

[5] Ринк Н. Записка о чуневом производстве // Архив РЭМ: фонд 1, опись 2, дело №499.

Иллюстративные материалы:

Видео

01 Репортаж (интервью) о технологии изготовления «бахил» в селе Никитское Воловского р-на Тульской обл.

Личный архив Климова И.Е.

2006 – Климов И.Е.

Тульская область, Воловский район, село Никитское

Пешехонов Николай Павлович (1927-2016).

Фото

01 Колодка, село Никитское Воловского р-на Тульской обл.  

Фото И.Е. Климова. 2006

Тульская область, Воловский район, село Никитское

Личный архив Климова И.Е.

02 «Бахилы» села Никитское Воловского р-на Тульской обл.  

Фото И.Е. Климова. 2006

Тульская область, Воловский район, село Никитское

Личный архив Климова И.Е.

                                                

03 «Бахилы» села Никитское Воловского р-на Тульской обл. 

Фото И.Е. Климова. 2006

Тульская область, Воловский район, село Никитское

Личный архив Климова И.Е.

04 «Бахилы» села Никитское Воловского р-на Тульской обл. 

Фото И.Е. Климова. 2006

Тульская область, Воловский район, село Никитское

Личный архив Климова И.Е.

  1. Паспорт ОНЭД «Технология изготовления «бахил» в селе Никитское Воловского района Тульской области»