Большая часть территории нынешнего Воловского района до 1926 г. входила в состав Богородицкого и Ефремовского уездов Тульской губернии. В 1924 г. был образован Воловско-Карасевский район, чьи административные учреждения располагались на станции Караси. В 1926 г. райцентр был переведен в Волово, район стал называться Воловским. Ныне существующие границы Воловского района с центром в рабочем поселке Волово были определены в 1966 г.
Повсеместно на территории Тульской области встречаются описания праздников, как семейно-бытовых, так традиционных и советского периода, на которых звучали гармони и балалайки. В основном инструменты использовались как аккомпанирующие под пляску, частушки и страдания, позднее под парные танцы и песни. Большинство сведений о бытовании этих инструментов на данной территории было получено в фольклорно-этнографических экспедициях, проводимых специалистами Центра народного творчества. В настоящее время в некоторых деревнях ещё жива традиция исполнительства плясок и частушечных жанров под гармони. Примечательно то, что в некоторых сёлах бытуют локальные наигрыши, характерные только для соседствующих сел и пограничных районов, в которых проявляются определенные сходства в стилях, названиях, мелодии, форме этих произведений.
Одним из представителей инструментальной традиции Воловского района является гармонист, балалаечник и плясун Николай Федорович Кургин, с которым специалисты ЦНТ познакомились в экспедиции 16 июня 2016 г. в деревне Турдей. Впоследствии было проведено ещё несколько экспедиций в Воловский район, в которых обязательным пунктом была встреча с этим уникальным исполнителем. От Николая Федоровича были записаны наигрыши на гармони и балалайке, зафиксированы варианты мужских плясок, записаны воспоминания о жизни родной деревне, праздниках. В наигрышах, записанных от Н.Ф. Кургина, наиболее ярко раскрываются черты местного музыкального стиля.
Николай Федорович Кургин родился в 1948 году в деревне Красная Комиссаровка Воловского района в простой деревенской семье. На гармони Николай Федорович играет с детства, учился самостоятельно у деревенских гармонистов, а своя гармонь появилась, когда уже женился. «Гармонь я всегда любил» - говорит он.
Семья была большая, многодетная, но никто из братьев не умел так играть на гармошке, как он. «Была у меня способность, я вот увижу в деревни как играют и запоминаю. А потом ребята стали меня брать с собой на улицу. Я был и так маленький, а частушки пел много, плясал, народу собиралось будь здоров» - рассказывает Николай Федорович.
На своей «Любительской» гармони тульского мастера Чукина строя Си-бемоль мажор, Николай Федорович исполняет наигрыши «Русского», длинные и короткие страдания, цыганочку, старинные песни, которые пели его бабушки, барыню. «У нас было заведено, страдания и «русского» и все, почему я и песен мало знаю, потому что вот была пляска и песни. На любой свадьбе это играли, это сейчас уже песни новые, а тогда плясали под страдания и частушки. «Матаня» особо не игралась, в моей деревне ее с роду никто не играл никогда, я не слышал. Только потом, когда вырос, начал ездить, я услышал, а так никогда не играли» - говорит Кургин.
О мужской традиции исполнения страданий Николай Фёдорович говорит так «…Страдание есть такое, когда идешь к милашке - веселый такой, поёшь весело, громко, а когда от нее идешь уже все, страдаешь, жалко ж…».
Основные наигрыши, которые были исполнены - «под песни» и «под пляску», длинные и короткие страдания (Ольгинская игра), под которые пели и женщины, и мужчины «… и между прочим сам пел и плясал», - рассказывает Николай Федорович. В его репертуаре есть и наигрыши общерусского распространения – цыганочка, яблочко.
Гармонь у Николая Кургина си бемольного строя. Наигрыши исполняет сидя. Корпус инструмента как бы стоит на левом колене и не прислоняется к телу. Левая рука исполнят басовую партию, а правая бегло варьирует мелодии наигрышей.