ГУК ТО «ОЦРК»
  • Все категории
  • Центр народного творчества
  • Центр развития кино
  • Методический центр по образованию и повышению квалификации
  • Ремесленный двор Добродей
  • Центр проектной деятельности
  • Медиа-центр
  • НП "Культура"
  • Год культурного наследия народов России
  • Школа креативный индустрий
С
По
300025, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1А, Б

Песенная традиция деревни Каратеево Чернского района Тульской области

ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Наименование ОНЭД

«Песенная традиция деревни Каратеево Чернского района Тульской области»

Историко-географические характеристики бытования ОНЭД

Места бытования: Российская Федерация, Тульская область, Чернский район, деревня Каратеево.

Современное место бытования
Российская Федерация, Тульская область, Чернский район, деревня Каратеево.

Сведения о формировании
Российская Федерация -> Тульская область -> Чернский район -> деревня Каратеево.

Дата формирования: первая половина XVII в.

Краткое описание ОНЭД

Описание песенной традиции деревни Каратеево на основе материалов экспедиций Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского» под руководством О.Н. Прокопец в Чернский район д. Каратеево в 1991 г. и специалистов Государственного учреждения культуры Тульской области «Дом народного творчества» в 2001 г. под руководством Н.А. Хворова. Именно в этих экспедициях было записано множество песен и видеоматериалов с уникальным ансамблем сестер Прониных. Анализ данного материала позволяет выделить два типа песен, бытующих в этой местности: приуроченные и не приуроченные. Большую часть приуроченного фольклора составляют песни свадебного цикла – девичные и величальные, а также календарные. Не приуроченный жанр сохранился в меньшем количестве, но не менее важен для описания песенной традиции деревни Каратеево.

Историко-географические и социокультурные характеристики ОНЭД

Состояние бытования: В настоящее время песенная традиция исчезла, вследствие ухода из жизни носителей, но песенный репертуар сестер Прониных пользуется спросом для исполнения фольклорными ансамблями Тульской области.

Риск исчезновения: Песенная традиция, в первоначальном ее варианте, находится на грани исчезновения. Основная причина – уход из жизни носителей традиции.

Исключительность/Ценность: Ценность песенной традиции деревни Каратеево заключается в самобытности семейной артели сестер Прониных, проживавших в Тульской области.

Форма бытования: Аутентичная.

Исторический аспект: Первое упоминание о деревне Каратеево, встречается от 1857 года в «Города и селения Тульской губернии в 1857 г.» (ред. П.И. Кеппен).
Этническая и принадлежность: русские
Конфессиональная принадлежность: православие
Язык: русский, наречие – южнорусское


Сведения о действиях над ОНЭД

Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Фольклорно-этнографическая экспедиция
Проводится: 1991 и 2001 гг.
Исполнитель: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского», Государственное учреждение культуры Тульской области «Дом народного творчества»
Место действия: д. Каратеево, Чернский район, Тульская область.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНЭД

Способы передачи ОНЭД: Песенный репертуар сестер Прониных исполняют фольклорные ансамбли Тульской области.

Полное описание

Чернский район расположен на юго-западе Тульской области и граничит с Орловской областью. Сам город Чернь построен во второй половине 16 века и относился к Белгородской губернии, Орловской провинции, т. е. к 1578 году царствования Иоанна IV Грозного . Располагается по левому берегу р. Чернь, откуда и получил свое название.

Деревня Каратеево в Чернском уезде существовала уже в первой половине XVII века и относилась к одному из самых старинных приходов – Богоявленского на Зарытом Верху . Тогда эти земли относились к Мценскому уезду. Деревня находится рядом с родовым имением И.С. Тургенева. Согласно книге «Города и селения Тульской губернии в 1857 г.» (ред. П.И. Кеппен), из записи следует, что у деревни Каратеево было ещё два наименования - сельцо Лабаново и в просторечии Мацнево . Известно, что в XIX веке деревней владели дворяне Каратеевы. Семейство Каратеевых небогатое – около 100 душ и имели всего 242 десятины земли. Но оно отличалось от окружающих, там проживали мелкопоместные дворяне, охотники и борзятники. Позже деревня Каратеево вошла в состав Полтевского сельсовета.

Известно, что в Чернский район за все время было не мало фольклорно-этнографических экспедиций. Здесь побывали собиратели и этнографы такие как Ю.А. Багрий, И.Е. Климов, О. Н. Прокопец, специалисты Государственного учреждения культуры Тульской области «Дом народного творчества», ЦТРК «Истоки» под руководством Е.В. Бессоновой, Фольклорно-этнографический центр «Дербеневка», а также студенты ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных и ТКИ им. А.С. Даргомыжского. За все время в деревню Каратеево было сделано несколько этнографических экспедиций, где были записаны множество песен и видеоматериалов с уникальным семейным ансамблем сестер Прониных.
Наряду с массовым хоровым пением, особое место в истории хорового исполнительства, занимает песенная "артель" или ансамбль. Обычно такие ансамбли состоят из спевшихся певцов одной местности или одной семьи, которые нередко достигали совершенного исполнения. И самым ярким примером песенной артели в Тульской области являются родные сестры Пронины из деревни Каратеево Чернского района:

Пронина Евдокия Алексеевна (1920 – 2007 гг.),
Архипова Нина Алексеевна (1925 – 2007 гг.),
Исаева Александра Алексеевна (1927 – 2005 гг.),
Пронина Татьяна Алексеевна (1929 г.р. - дата смерти неизвестна).

Пели сестры с самого детства, научила их мама. «Маманя всякие пела, она сидела пряла и пела, а мы за ней подпевали маленькие» - говорит самая младшая из сестер Татьяна Алексеевна.
Анализ песенного фольклора деревни Каратеево позволяет выделить два типа песен, бытующих в этой местности: приуроченные и не приуроченные.

Большую часть приуроченного фольклора составляют песни свадебного цикла: девичные и величальные. На девичнике собирались подружки невесты за столом, наряжали елку ленточками, бумажными цветочками, конфетами и пели «Уж ты елка» (исполняли ее если у невесты нет отца) и «Буйны ветры сподымались». После того, как невесту провеличали на девичнике, приходил жених и окупал елку под песню: «Ай, сват, дай нам водки».

На свадьбе величали каждого, сначала пели молодой паре: «У нас в огороде ни хрен, ни капустка», а потом всем по очереди, кто сидел за столом, холостому парню пели: «Березничек чистовой», незамужней девушке: «Аленький наш цвяток». Когда невесту увозили к венцу, то исполняли: «Кузнецы молодыя». Не менее важным признаком «каратеевских» свадебных песен является наличие политекстовости (исполнение разных текстов на один напев, или как говорят сами сестры: «на тот голос»).
Другая часть приуроченных песен (календарный пласт) менее многочисленна; она подразделяется на покосные («У ворот заря занималась» и «Из-под свет заря») и святочные («Сучок-старичок» и «В нас во горенке венок»).

Не приуроченный жанр сохранился в меньшем количестве, и в его состав вошли любовные припевки, походные («Из-за лесику», «Из-под камушка»), лирические и позднелирические песни («Вспомни, милка дорогая»).

Таким образом, анализируя музыкальную стилистику песен деревни Каратеево, которые исполняют сестры Пронины, нельзя не заметить, что типом многоголосия является гетерофония бурдонного типа. Каждый из голосов воспроизводит вариант одной и той же мелодии, однако слышится постоянно бурдонирующий фон (мнимый бурдон). Ладовая организация в напевах русской народной музыки во многом отличается от западной ладовой системы. В народных ладах отсутствует понятие тональности – здесь больше подходит понятие «ладовое наклонение» и опорные звуки, так называемые «устои» (основной устой, побочный устой, вспомогательный звук), на которые опирается мелодическое движение . Ангемитонные напевы характерны для наиболее архаичного слоя календарно-земледельческих песен, а также и в песнях, связанных с семейно-бытовой обрядностью .

Манера исполнения «каратеевских» песен зычная, характерная для обрядовой практики, с преобладанием грудного резонирования, при наличии высокой позиционности звука. Используется открытая вокализация. Песня поётся звонко, свободно и легко. Верхние голоса отличаются особо ярким звуком, нижние – очень плотные, густые, на хорошей опоре, все песни исполняются в высокой тесситуре. Дыхание используется цепное, атака звука твёрдая. Характерными приёмами исполнения являются подъезды к звуку (особенно в запевной части), форшлаги, встречаются внутрислоговые распевы, вставные конструкции (словообрывы, фразы, слова), огласовки согласных, а также мелодикоритмическое варьирование, формирующие варианты напева. Как и во многих напевах, украшением являются спады, на нефиксированную высоту, формируемые разгрузками голоса, пунктирный ритм, скольжениями между звуками. Все перечисленные выше певческие приёмы указывают на свободное владение народными исполнителями своей манерой, в которой естественно и просто звучат как попевочные, так и полураспевные песенные напевы.

Лица, имеющие отношение к ОНЭД:
Носители - Пронина Евдокия Алексеевна (1920 – 2007 гг.),
Архипова Нина Алексеевна (1925 – 2007 гг.),
Исаева Александра Алексеевна (1927 – 2005 гг.),
Пронина Татьяна Алексеевна (1929 г.р. - дата смерти неизвестна),
Панкратова Евдокия Сергеевна (1909 г.р. - дата смерти неизвестна), жительницы деревни Каратеево Чернского района Тульской области.

Библиография
1. Тульские губернские ведомости. Вып. №3, с. 9
2. Зайцев В.А, Зайцева Н.Е., Чернский край – заповедник памятных мест. К 200-летию И.С. Тургенева. К 455-летию Черни – Тула, ООО «Борус-Принт», 2018. – 416 с., илл.
3. Города и селения Тульской губернии в 1857 г.» (ред. П.И. Кеппен)
4. Чернов Н.М. Дворянские гнёзда вокруг Тургенева. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2003. – 354 с., илл.
5. Котеля В.А. Ладово-мелодическая организация песенного фольклора: Проблемы методологии исследования в структурно-типологическом направлении. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2016. – 
6. Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен. Л.: Музыка, 1964. 96 с.

Иллюстративные материалы

Семейный ансамбль сестер Прониных

Слева направо: Пронина Татьяна Алексеевна (1929 г.р.-дата смерти неизвестна),
Архипова Нина Алексеевна (1925 – 2007 гг.),
Исаева Александра Алексеевна (1927 – 2005 гг.),
Пронина Евдокия Алексеевна (1920 – 2007 гг.),
д. Каратеево Чернского р-на Тульской обл.
(Фото взято из открытых интернет источников)

1. Девичная песня «Уж ты, елка» в исполнении жительниц д. Каратеево Чернского р-на Тульской обл.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского» совместно с Государственным учреждением культуры Тульской области «Дом народного творчества»
1991 – О.Н. Прокопец
Тульская область, Чернский район, деревня Каратеево
Архив Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского»

2. Девичная песня «Буйны ветры» в исполнении жительниц д. Каратеево Чернского р-на Тульской обл.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского» совместно с Государственным учреждением культуры Тульской области «Дом народного творчества»
1991 – О.Н. Прокопец
Тульская область, Чернский район, деревня Каратеево
Архив Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского»

3. Свадебная песня (окупают елку) «Ай, сват, дай нам водки» в исполнении жительниц д. Каратеево Чернского р-на Тульской обл.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского» совместно с Государственным е культуры Тульской области «Дом народного творчества»
1991 – О.Н. Прокопец
Тульская область, Чернский район, деревня Каратеево
Архив Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского

4. Свадебная песня (величальная молодой паре) «У нас в огороде ни хрен, ни капустка» в исполнении жительниц д. Каратеево Чернского р-на Тульской обл.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского» совместно с Государственным учреждением культуры Тульской области «Дом народного творчества»
1991 – О.Н. Прокопец
Тульская область, Чернский район, деревня Каратеево
Архив Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского»

5. Свадебная песня (величальная холостому парню) «Березничек чистовой» в исполнении жительниц д. Каратеево Чернского р-на Тульской обл.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского» совместно с Государственным учреждением культуры Тульской области «Дом народного творчества»
1991 – О.Н. Прокопец
Тульская область, Чернский район, деревня Каратеево
Архив Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского

6. Свадебная песня (величальная незамужней девушке) «Аленький наш цвяток» в исполнении жительниц д. Каратеево Чернского р-на Тульской обл.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского» совместно с Государственным учреждением культуры Тульской области «Дом народного творчества»
1991 – О.Н. Прокопец
Тульская область, Чернский район, деревня Каратеево
Архив Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского»

7. Свадебная песня (на увоз) «Кузнецы молодыя» в исполнении жительниц д. Каратеево Чернского р-на Тульской обл.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского» совместно с Государственным учреждением культуры Тульской области «Дом народного творчества»
1991 – О.Н. Прокопец
Тульская область, Чернский район, деревня Каратеево
Архив Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского»

8. Покосная песня «Из-под свет заря» в исполнении жительниц д. Каратеево Чернского р-на Тульской обл.
Государственное учреждение культуры Тульской области «Дом народного творчества»
2001 – Н.А. Хворов
Тульская область, Чернский район, деревня Каратеево
Архив Государственного учреждения культуры Тульской области «Дом народного творчества»

9. Святочная песня «В нас во горенке венок» в исполнении жительниц д. Каратеево Чернского р-на Тульской обл.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского» совместно с Государственным учреждением культуры Тульской области «Дом народного творчества»
1991 – О.Н. Прокопец
Тульская область, Чернский район, деревня Каратеево
Архив Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского

10. Походная песня «Из-за лесику» в исполнении жительниц д. Каратеево Чернского р-на Тульской обл.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского» совместно с Государственным учреждением культуры Тульской области «Дом народного творчества»
1991 – О.Н. Прокопец
Тульская область, Чернский район, деревня Каратеево
Архив Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского»

11. Романс «Вспомни, милка дорогая» в исполнении жительниц д. Каратеево Чернского р-на Тульской обл.
Государственное учреждение культуры Тульской области «Дом народного творчества»
2001 – Н.А. Хворов
Тульская область, Чернский район, деревня Каратеево
Архив Государственного учреждения культуры Тульской области «Дом народного творчества»

  1. Паспорт ОНЭД «Песенная традиция деревни Каратеево Чернского района Тульской области»