ГУК ТО «ОЦРК»
  • Все категории
  • Центр народного творчества
  • Центр развития кино
  • Методический центр по образованию и повышению квалификации
  • Ремесленный двор Добродей
  • Центр проектной деятельности
  • Медиа-центр
  • НП "Культура"
  • Год культурного наследия народов России
  • Школа креативный индустрий
С
По
300025, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1А, Б

Поэтапный мастер-класс по изготовлению филимоновской игрушки «Курочка» от Гончаровой Аллы Ивановны

Родилась Тульской области в семье потомственных мастеров филимоновской игрушки. Народный мастер с 1981 года, член Союза художников России.  с 1987 г., член комиссии по народным промыслам при ВТОО СХР (г. Москва). Потомственная мастерица, училась мастерству у прабабушки Дербенёвой Авдотьи Григорьевны, бабушки Карповой Антонины Ильиничны и мамы Марченковой Марии Николаевны. Работы хранятся в краеведческом и художественном музеях г. Тулы, в Русском музее г. Санкт-Петербурга. Имеет множество дипломов, грамот,  награждена наградным знаком” За достижения в культуре”.

О ПРОМЫСЛЕ :

 

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева в удивительных местах Тульского края, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.

Сколько существует деревня Филимоново, столько и существует филимоновская игрушка, одна из самых древних в России. Из поколения в поколение передавали мастерицы секреты своего искусства детям, внукам. Игрушку делали всегда, и когда был голод, и когда были войны, что называется, и в горе, и в радости. Лепили с поздней осени, сушили на русской печи или на лежанках. В феврале-марте старались обжечь, а во время Великого поста спешили расписать к Пасхе для продажи на ярмарках.

Впервые Филимоново упоминается в письменных исторических источниках середины XVI в. в связи с именем князей Воротынских, подаривших деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоановича к рождеству Пречистыя в Настасов монастырь деревня Филимоново». Появиться на свет деревня могла много раньше и возможно в древности, как и весь Одоевский край, «обитаема» была вятичами.

Предание гласит, что «глиняное дело» начал тут горшечник Филимон, прибыл он в  здешние края по желанию князя Воротынского, а было это во времена Ивана Грозного.  Тощие, недостаточные для развития земледелия почвы давали плохой урожай, и развитие побочного промысла было необходимо. Богатые залежи хорошей глины послужили основой возникновения в Филимонове и соседних деревнях гончарного ремесла. На игрушки шла глина особого сорта – «синика», запасы ее находились лишь вокруг Филимонова.

Филимоновская игрушка – уникальное явление в русском народном искусстве. Почти все  скульптурки  - свистульки, а свист, крики, громкие удары в глубоком прошлом служили магическим средством отпугивания враждебных сил. Среди всего многообразия самым распространенным и любимым является образ птицы. Так же, как и другие животные, птица несет в себе символическое значение. В русском народном искусстве она утвердилась как символ солнца, тепла, света, воздушной стихии, вестник счастья, урожая. Существует много вариантов исполнения «уточек», «петушков «и «курочек»: и в парах, и в одиночку. У «петушков» присутствует хвостик вместо свистка, а курочка изображается чаще всего в гнездышке или кормящей цыплят.

Очень распространен сюжет дерущихся «петушков» или парные композиции с солдатом, барынькой, лисой или медведем. Статные барыни с детьми и птицами подмышкой, горделивые кони, важные всадники, длинноногие солдаты, танцующие пары, семьи на скамейках. Популярны сюжеты «Медведь смотрится в зеркало», «Солдат кормит курицу», «Жених и невеста». Фигурки тесно сплетены друг с другом или соединены общим основанием.

Традиционными сюжетами игрушек были «барыни» (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин».

Своеобразие филимоновской игрушки исходит из свойств местной глины «синики». При просушке она быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Таким образом, появилась удлиненность пропорций. Вязкая, однородная, как тесто, эта глина легко мнется и формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить ее по частям, примазывая их друг к другу.

Особенность глины «синика» заключается также и в том, что после обжига она приобретает ярко-белый цвет и не требует побелки. Сочетание белой глины и ярких красок росписи придает игрушке праздничный вид.

Процесс изготовления игрушки длительный: «Сначала надо накопать и замочить в воде «глинку», - так ласково называла глину Антонина Ильинична Карпова. Затем через какое-то время необходимо её вымесить как тесто, дать «отдышаться» и через 3-4 дня можно лепить. Игрушка постоит, потом по сырой «глинке» прокалывается свисток, еще раз проглаживается и может ставиться сушить. Подсохнет и в обжиг, а после обжига начинается роспись в три цвета: желтый, фуксиновый и зеленый. Иногда и голубой цвет применяли, и фиолетовый. Краски прозрачные, и при наложении одной на другую образуются ещё 2-3 цвета. Так и получается игрушка цвета радуги».

Своеобразна и роспись филимоновской игрушки. При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый, желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, игрушку в нужных местах прокрашивали желтой краской, а сверху накладывали малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становились красным или зеленым. Животные традиционно расписывались разноцветными полосками поперек туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, а на ворот кофты, на юбку и штаны нанесен орнамент из звезд, кругов, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце, и т.д.  Любители филимоновской игрушки называют ее «маленькой радугой» или «солнышком».

Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Создатели игрушки – это многие поколения. Их чудесные игрушки пользовались неизменным успехом не только на ярмарках, но и на художественных выставках всех рангов – от областных до международных, приобретались музеями и коллекционерами, как ценнейшие экспонаты народного творчества.

В настоящее время в Филимонове старых мастериц не осталось. Но, к счастью, выросло новое поколение художников, которое помнит, любит, сохраняет, использует многовековой опыт своих предков и по-своему его развивает. Так, Гончарова Алла Ивановна является представительницей четвертого поколения известных мастериц:  прабабушка Авдотья Григорьевна Дербенева, бабушка Антонина Ильинична Карпова, мать  Марченкова Мария Николаевна. Дочь Аллы Ивановны Романова Анна Вячеславовна  потомственная мастерица в пятом поколении. С раннего детства жила рядом с игрушкой: мама и бабушка щедро делились секретами мастерства.

Новое поколение мастеров стремится не только лепить игрушку, но и готовить себе смену. На сегодняшний день  единственное в Тульской области учебное заведение - Одоевская детская школа искусств, где преподавание лепки и росписи филимоновской игрушки ведется строго в соответствии с традициями и канонами этого старинного промысла. Многие ученики, окончив основной курс занятий в школе, продолжают обучение,  получая мастер–классы у народных мастеров, становятся студентами художественных колледжей и вузов. 

Художественные промыслы, рассеянные по всей России как жемчужины, являются уникальным явлением в жизни народа. Для Тульской области такой жемчужиной является филимоновская игрушка, прославившая свою деревню у нас в стране  и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущих поколений. В наше время промысел стабильно развивается, интерес к игрушке растёт, многие  её знают и любят.

Гончарный промысел. Филимоновская игрушка.

(из интервью Гончаровой А.И. )

Рассказывает народный мастер Алла Ивановна Гончарова: «Сама глина – живая. Даже когда ее заготавливаешь, уже с ней начинаешь общаться. Не имеется ввиду, что словесно. А через руки наверное душа туда что-то вкладывает. Это одно. А когда начинаешь лепить -  с игрушкой растворяешься. Становишься одним целым. Ритм рисунка играл какую-то роль. Я так думаю, что может быть это какое-нибудь заклинание было, может быть наши предки вкладывали не только душу, но они еще пытались своих близких от чего-то уберечь. То есть это как свистки - обереги».

«С самого раннего детства рядом с бабушкой, мамой я впитывала любовь к игрушке, и непроизвольно училась мастерству. Часто вспоминаю, о чём говорили во время лепки, росписи – вся жизнь перед глазами. Бабушка рассказывала, как тяжело жилось: войны, голод, но игрушка отвлекала, привносила в жизнь радость.         Когда рассматриваю игрушки, сделанные бабушкой ли прабабушкой – вижу отпечатки пальцев, запечатленные, закаленные огнём прикосновения – незабываемые ощущения, как будто-то бы прикасаюсь к родным рукам, невольно проверяю себя: «Так же я  леплю?». О чём думала Авдотья Григорьевна Дербенёва, когда лепила? Что происходило вокруг? Что она переживала в эти минуты? Вопросы, вопросы… и светлая грусть. Возможно, они рады за нас, за то, что мы не прервали традицию!?

Я однажды спросила бабушку: «Ты рада, что я продолжила твое дело?». Недолго думая, улыбаясь, глядя мне в глаза, она ответила: «Тяжело это, дочушка» И сердце наполнилось радостью и гордостью: «Пусть тяжело! Кто-то должен продолжить! А как же иначе! А теперь уже и своей жизни не представляю без игрушки. Мы ведь с ней единое целое!»

 


ОБ ИГРУШКЕ:

Веселый гончарный промысел. Филимоновская игрушка.

(из интервью Гончаровой А.И. )

Мужчины лепили кирпичи, горшки да миски. Обжигали их в огромной печи при температуре около тысячи градусов. А женщины придумали лепить из глины игрушки. Рядом с матерями с измальства учились и дочки. Формы игрушек были необычными, вытянутыми. Не поймешь даже кто перед тобой, коза, кот или еще кто…

Рассказывает народный мастер Алла Ивановна Гончарова: «Сама глина – живая. Даже когда ее заготавливаешь, уже с ней начинаешь общаться. Не имеется ввиду, что словесно. А через руки, уже наверное душа туда что-то вкладывает. Это одно. А когда начинаешь лепить, с игрушкой растворяешься. Становишься одним целым. Ритм рисунка имел какую-то роль. Я так думаю, что может быть это какое-нибудь заклинание было, может быть наши предки вкладывали не только душу, но они еще пытались своих близких от чего-то уберечь. То есть это как обереги- свистки».

Связь времен в Филимонове так сильна, что современные игрушки выглядят также, как в глубокой древности.

Нынешние мастерицы филимоновской игрушки работают как сотни лет назад, куриным перышком. И любимые цвета все те же – малиново-красный, желтый, изумрудно-зеленый. Только краски уже другие – анилиновые, на лаке. А когда-то игрушки расписывали только натуральными красителями. Например растирали цветные камушки, смешивали их с водой или яичным желтком и наносили на глиняную фигурку. 

1. Разминаем комочек глины, формируем столбик, намечаем подставку

2. Остальную глину сдавливаем наверх, формируем подставку с заготовкой на туловище

3. Делим заготовку на две части (хвост-свисток, шея с головой), готовимся к лепке свистка, формируем и вытягиваем шею

4. Лепим голову, лепим свисток, формируем дупло свистка

 

5. Защипываем края свистка

6.Затягиваем отверстие свистка

7.Сильно придавливаем окончание свистка, внутри фигурки сформирована полость. Декорируем гребешок на голове курочки с помощью стеки, прокалываем глазки. Срезаем кончик свистка ножом,  прокалываем свисток пичушкой, подрезаем и зачищаем

8. Аккуратно вытаскиваем пичушку, придерживая указательным пальцем. Немного отступая, прокалываем, чтобы появилось отверстие, поправляем нижний язычок

9. Прокалываем боковые дырочки, покручивая пичушку

10. Наша курочка-свистулька готова, теперь оставим ее при комнатной температуре на несколько дней на просушку. После просушки игрушку  закладываем в  муфельную печь на обжиг

11. После  обжига  игрушка  стала  белоснежная, теперь она готова стать веселой и радужной. Приступаем к росписи.  В старину мастерицы говорили «писать» игрушку. В каждой семье складывались свои правила, привычки, свои фирменные приемы письма. Каждая мастерица создавала свою, неповторимую игрушку. Роспись желтикой наносили кистью широко, задавая направление росписи, создавая  подфон. 

12. Основная роспись складывалась из красного цвета, чаще всего цвета «фуксия».

13. Заключительный аккорд у зеленой краски, иногда изумрудной или голубой. Он полностью подчиняется красному рисунку. Зелени использовали совсем немного.

14. Курочка готова