Методические рекомендации предлагают эффективные и малозатратные формы работы по организации востребованного досуга для различных категорий населения в модульных культурно-досуговых учреждениях (при условии 1 штатной единицы).
Современные модульные здания досуговых центров созданы для обеспечения доступности и качества культурно-досуговых услуг в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и других населенных пунктах с малой численностью. Они имеют многофункциональный зал-трансформер (рассчитанный на 49 человек и более), в котором можно проводить мероприятия различной направленности, организовать, при необходимости, книгохранение, разместить необходимое оборудование для выставочной деятельности или организовать помещение для работы клубных формирований.
Таким образом, модульные дома культуры должны выполнять цели и задачи федерального проекта «Семейные ценности и инфраструктура культуры» («Культура для семьи») национального проекта «СЕМЬЯ»:
• Увеличение числа посещений организаций культуры по отношению к 2023 году (плановое значение для КДУ на 2025 год: 112% (+12% к 2023 году);
• Уровень удовлетворенности граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества.
Удовлетворенность граждан работой КДУ измеряется в процентах, исходя из данных ежемесячного социологического опроса на основе личного интервью онлайн с использованием платформы «Анкетолог». Для проведения данного анкетирования, учреждении культуры размещен специальный QR код, сгенерированный на платформе АИС «Статистика».
Минимальное квотное задание по количеству анкет для организации на месяц рассчитывается исходя из численности жителей населенного пункта по следующим категориям:
• Категория 1: до 10 000 жителей – 40 анкет (р.п. Арсеньево, Волово, Дубна, Заокский, Куркино, Одоев, Теплое, Чернь, Первомайский Щекинского района; г. Липки, Болохово, Советск Щекинского района; с. Архангельское Каменского района);
• Категория 2: от 10 001 до 20 000 жителей – 50 анкет (г. Белев, Венев, Плавск, Суворов, Ясногорск);
• Категория 3: от 20 001 до 50 000 жителей – 60 анкет (г. Богородицк, Ефремов, Кимовск, Киреевск);
• Категория 4: от 50 001 до 130 000 жителей – 70 анкет (г. Алексин, Узловая, Щекино, Донской, Новомосковск);
• Категория 5: свыше 130 000 жителей – 80 анкет (г. Тула).
Организации, расположенные в иных населенных пунктах, - не менее 30 анкет.
К ключевым функциям культурно-досуговых учреждений относятся:
Планирование работы учреждения должно выполнять основные цели:
- удовлетворение пожеланий всех групп населения, вне зависимости от уровня их физической подготовленности, активными культурно-досуговыми программами;
- обеспечение набором занятий, предоставляющих каждому из посетителей учреждения сферы культуры возможность реализовать досуговую активность;
- организация воспитательного процесса населения по вовлечению его в культурно-досуговую сферу;
- активизация деятельности учреждения путем разработки и постановки на их базе досуговых программ, пользующихся спросом у населения.
С целью создания новых возможностей для творческой самореализации, духовного обогащения и культурного развития жителей организовать общественные пространства (клубы по интересам, дискуссионные клубы, клубы настольных игр, клубы межнациональной дружбы). С целью обеспечения максимальной вовлеченности местного населения в совместную культурно-творческую деятельность использовать интерактивные формы культурно-массовых и культурно-просветительских мероприятий, таких как:
- внедрение образовательных функций через проведение обучающих курсов по различным направлениям (языковые курсы; художественное образование (живопись, лепка);
- создание творческих студий и мастерских по ДПИ, ремеслам и пр.; литературных студий и курсов. Кружки по вышиванию, вязанию;
Клубные формирования и культурные мероприятия для детей и молодежи должны быть направлены на патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Должны включать историю региона и района, но также при их организации должны использоваться современные техники организации мероприятий, внедряться креативные индустрии.
Необходимо проводить событийные праздники и фестивали. К организации таких мероприятий можно привлекать жителей населенного пункта, многие из которых знают и помнят традиции и памятные даты села.
Также необходимо утвердить график работы учреждения с учетом занятости населения:
Необходимо акцентировать внимание при проведении вышеуказанных мероприятий на создании возможностей для роста профессионального художественного мастерства представителей молодежи муниципального образования и развития творческих профессиональных сообществ. Также при проведении мероприятий предлагаем рассмотреть возможность использования форматов, предусмотренных циклом работы креативных пространств.
Помимо национального проекта специалист модульного сельского Дома культуры должен быть ознакомлен с ключевыми нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность учреждений культуры клубного типа. К ним относятся:
Модульные культурно-досуговые учреждения в небольших населенных пунктах должны стать центрами притяжения всех групп населения, одними из наиболее посещаемых мест и обеспечить условия для массового отдыха населения.
Для обеспечения работы культурно-досуговых центров в модульных культурно-досуговых учреждениях необходимы универсальные специалисты в сфере культуры (Т-специалисты), которые могут расширить спектр услуг за счет привлечения сообщества активных жителей, создать условия для совместных действий для коммуникации людей, творческого просвещения, совместного отдыха, с учетом коллективных потребностей различных категорий населения. При размещении в модульном здании дома культуры и библиотеки, возможно совмещение должностей, следовательно, специалист должен обладать необходимыми знаниями и компетенциями для обоих специальностей, а также вести информационную деятельность, заключающуюся в ведении социальных сетей и продвижении мероприятий учреждения.
Алгоритм организации эффективной деятельности новых культурно-досуговых учреждений модульных культурно-досуговых учреждений:
Одним из эффективных способов решения этой задачи является проведение анкетирования среди жителей населенного пункта.
Анкета для опроса состоит из ряда вопросов и включает перечень ключевых услуг, необходимых для эффективного выполнения показателей Национального проекта «Культура».
Данный метод изучения потребностей населения в сфере организации досуга наиболее эффективен, поскольку раскрывает и выявляет:
Данная форма анкеты размещается в часто посещаемых местах: магазины, пункты выдачи заказов, школы, детские сады, а также на сайтах и социальных сетях населенного пункта. В случае отсутствия подобных площадок, применяется метод подомового обхода.
Для получения эффективного результата необходимо опросить не менее 50% проживающих на территории.
После опроса рекомендуется провести анализ данных, определить направления работы, исходя из потребностей населения и возможностей учреждения.
Исходя из данных анкетирования, необходимо выявить наиболее популярные увлечения населения и творчески активных жителей. На основании их увлечений создаются клубные формирования (КЛО), руководителями которых является сотрудник сельского учреждения культуры или инициативный житель села. Выявление лидеров и привлечение их в организацию деятельности клубов по интересам поможет создать больше востребованных клубных формирований и поспособствует их наполняемости.
Например: Женщина, проживающая в населенном пункте, увлекается вязанием, её изделия высоко оцениваются коллегами и знакомыми (вид увлечения может быть любой). В свободное от работы время она готова обучать вязанию желающих и создавать изделия для реализации в сельском доме культуры, участвовать в конкурсах декоративно-прикладного творчества. Сотрудник дома культуры предлагает ей оптимальные часы и помещение для проведения занятий (на бесплатной основе), при условии руководства клубным формированием и ведением необходимой документации. В свою очередь, руководитель клуба привлекает к участию знакомых и желающих обучиться у неё вязанию. В данном случае, в обязанность сотрудника дома культуры входит подготовка помещения и встреча участников клуба. На время работы клубного формирования специалист имеет возможность заняться разработкой и подготовкой следующих мероприятий.
Кроме того, для выполнения показателей плана мероприятий регионального проекта «Тульское долголетие», рекомендуется принять участие в региональной культурно-образовательной программе «Старше-круче». Программа предназначена для обучения специалистов культурно-досуговых учреждений Тульской области по работе со старшим поколением и дает возможность использовать полученный материал в практической деятельности при работе с представителями старшего поколения. Кроме того, программа направлена на обмен практического и теоретического опыта среди специалистов КДУ, а также способствует повышению интереса к деятельности клубных любительских объединений региона среди старшего поколения.
Для успешной работы клубных формирований необходимо составить расписание занятий, чтобы эффективно использовать досуговые помещения и рационально заполнить часы работы учреждения.
Помимо работы клубных формирований, для выполнения показателей национального проекта «Культура» необходимо проведение культурно-досуговых мероприятий (с учетом их посещаемости). Для эффективной организации мероприятий необходимо задействовать малозатратные формы работы, поскольку такой подход не требует долгой подготовки и возможен к проведению 1 сотрудником.
За основу организации плана мероприятий, рекомендуем рассмотреть метод «культурного конструктора» по объединению усилий населения и сотрудников СДК для организации востребованного досуга жителей села с широким спектром увлечений и интересов.
Метод «культурного конструктора» предлагает принципиально новый подход к оказанию услуг культуры без увеличения штатного расписания с вовлечением и активным участием местного населения (привлечение волонтеров, увеличение доли руководителей любительских объединений, клубов по интересам), где сотрудник КДУ выступает не аниматором, а менеджером по организации досуга.
Универсальность метода позволяет каждому СДК, изучив интересы, увлечения, умения населения выработать свой план действий.
На основании проведенного анкетирования составляется план ежедневных мероприятий. Тематика проводимых мероприятий может включать в себя многие аспекты. Для примера можно предложить следующие варианты досуговых занятий:
День недели | Тема дня (интерес, увлечение) | Формы малозатратных мероприятий |
понедельник | смотрим | кинопоказы, выставки ДПТ, фотографий, рисунков, цветов, овощей. |
вторник | думаем | интеллектуальные игры, викторины, брейн-ринги, мозгорубка, настольные игры. |
среда | слушаем | творческие встречи с поэтами, музыкантами, виртуальные концерты (онлайн-просмотры спектаклей, концертов с последующим обсуждением, прослушивание музыкальных произведений (классика, рок, авторская песня) с последующим обсуждением). |
четверг | говорим | дискуссионные клубы, обсуждение насущных вопросов села, общественные слушания. |
пятница | рисуем | мастер-классы по оригинальным техникам ИЗО: Сoffee-art — оригинальная техника создания картин с помощью кофе, отпечатки поролоном, кляксография, монотипия, граттаж, воздушные краски, «мраморная» бумага, рисование водой, отпечатки овощами и фруктами. |
суббота | фотографируем | фотокроссы по памятным и красивым местам с последующей публикацией работ в социальных сетях, на сайте учреждения, администрации МО. |
воскресенье | ходим | квесты, игры-бродилки с местной тематикой, пешеходные экскурсии по селу, краеведческие моционы, променады. |
Также можно использовать и другие активности в зависимости от потребностей населения и возможностей учреждения:
танцуем (видео-уроки или мастер-классы по танцам, включая онлайн-трансляции по согласованию с экспертами; тематические танцевальные вечеринки: русские, средневековые, молодежные)
учимся (курсы, онлайн-занятия по комьютерной грамотности, иностранному языку, рукоделию, фотографии, ведению страниц в социальных сетях, по безопасности для пожилых/молодых, школы правовой и финансовой грамотности, стиля)
бегаем (спортивные занятия различных видов: скандинавская ходьба, пилатес, стрейчинг, ЛФК)
готовим, едим (мастер-классы по кулинарии, консервированию, правильному/здоровому питанию (советы медиков)
мастерим (мастер-классы по ДПТ, лайфхаки по ремонту мебели, интерьеров, садовых построек, техники, мастер-классы в гараже)
творим (встречи по обсуждению праздников села, репетиции, подготовка творческих выступлений, декораций)
вспоминаем (вечера памяти, посвященные ярким событиям в истории села, замечательным людям, передовым предприятиям, подвигам и трагедии ВОВ, мероприятия по популяризации традиционной культуры, объектов нематериального культурного достояния народов России)
боремся – (батлы, соревнования, конкурсы) (кто дальше бросит валенок, кто лучше играет в шашки, кто выиграет в лапту, народные игры (инвентарь без затрат).
Для организации разнообразного досуга населения рекомендуется организация гастрольной деятельности на базе модульного сельского Дома культуры, который станет площадкой для выступления профессиональных артистов, народных и образцовых коллективов региона.
Для организации гастрольной деятельности и оказания досуговых услуг на платной основе рекомендуется организовать сотрудничество с государственными учреждениями культуры региона, КДУ и творческими коллективами, мастерами близлежащих территорий:
Дополнительная информация, Положения о вышеуказанных программах и проектах, методические рекомендации по организации востребованного досуга и оформлению документации в культурно-досуговом учреждении размещена на сайте ГУК ТО «Объединение центров развития культуры».
Социальное воспитание, творческое и интеллектуальное развитие молодежи являются ключевыми задачами современного учреждения культуры клубного типа. В сельской местности модульные дома культуры (МДК) выступают в качестве важных центров организации досуга молодежи, предоставляя возможности для самореализации, общения и развития.
Успешная организация досуга молодёжи в модульных домах культуры должна строиться на нескольких ключевых принципах:
- Актуальность и соответствие интересам: программы и мероприятия должны учитывать современные тенденции, увлечения и потребности молодежи. Важно проводить опросы, исследования и открытые обсуждения, чтобы понимать, чем именно интересуются молодые люди.
- Вовлеченность и интерактивность: молодежь должна быть не просто зрителем но и активным участником культурно-досуговой деятельности. Этого можно добиться с помощью мастер-классов, тренингов, квестов, интерактивных игр, проектных работ и других форм активности.
- Разнообразие и гибкость: предлагаемый спектр досуговых мероприятий должен быть разнообразным, чтобы удовлетворить разные вкусы и интересы. Программа должна быть гибкой и адаптироваться к новым тенденциям и запросам.
- Развитие и самореализация: досуг в МДК должен способствовать развитию творческих, интеллектуальных и социальных навыков. Молодые люди должны иметь возможность пробовать себя в различных сферах деятельности, раскрывать свои таланты и получать новый опыт.
- Социальная значимость и гражданская активность: мероприятия должны не только развлекать, но и способствовать воспитанию гражданской ответственности, формированию активной жизненной позиции, вовлечению молодежи в решение социальных проблем местного сообщества.
Разнообразие форм досуговой деятельности позволяет охватить широкий круг молодёжи и сделать досуг интересным и полезным. Среди наиболее популярных и эффективных форм можно выделить:
Творческие мастерские: занятия по различным видам декоративно-прикладного творчества, например:
Такие виды декоративно-прикладного творчества могут проводиться в различных формах культурно-досуговых мероприятий, таких как мастер-классы или мастер-шоу, творческие встречи и конкурсы, а также работа клубных формирований.
Интеллектуальные клубы и дискуссионные площадки: клубы по интересам, дискуссионные клубы, лекции и семинары по различным темам.
Творческие лаборатории: сочетание интеллектуальной деятельности с творческим процессом (создание спектаклей, музыкальных композиций, написание стихотворений, создание арт-проектов).
Брейн-ринги, квизы и интеллектуальные викторины: проведение командных соревнований с вопросами на эрудицию и логику.
Открытые микрофоны: площадка для свободного обмена мнениями, презентаций, творческих выступлений. Организация мероприятия в формате «открытого микрофона» в модульном доме культуры может стать простым и эффективным способом привлечь молодёжь и дать ей возможность самовыражения.
Для начала решите, в каком именно формате вы хотите провести «открытый микрофон» (поэтический, музыкальный, стендап, свободный, тематический и т. д.). Выберите формат, который, по вашему мнению, будет наиболее интересен местной молодежи.
Выберите удобное время, обычно вечером в выходной день, когда большинство молодых людей будут свободны. Учитывайте расписание других мероприятий в Доме культуры. Для повышения числа посещений мероприятий, рекомендуем провести началом основного мероприятия тематическую выставку.
Разработайте чёткие правила участия, продолжительность выступлений, очерёдность, технические требования (если они есть).
Подготовьте необходимую звуковую аппаратуру (микрофоны, колонки, микшерный пульт), а также базовое освещение (при необходимости). Можно использовать имеющееся оборудование или арендовать недорогое.
Обустройте площадку для выступлений, создайте уютную и непринужденную атмосферу. Можно использовать стулья, кресла, коврики, свечи, гирлянды.
Заранее объявите о проведении мероприятия в социальных сетях, на досках объявлений, в школах или других учебных заведениях. Пригласите местных творческих людей.
Организуйте прием заявок от желающих выступить и составьте предварительный список выступающих с учетом формата и времени мероприятия.
Развлекательные мероприятия: концерты, фестивали, дискотеки, тематические вечеринки, квесты, игры, кинопоказы.
Данные формы развлекательных мероприятий доступны и интересны для молодёжи, не требуют больших затрат и могут быть успешно реализованы в сельских домах культуры.
Еще больше советов по организации досуга для молодежной аудитории мы публикуем в методическом разделе «Лайфхаки для руководителя КДУ».
Здоровый образ жизни и физическая активность становятся всё более важными в современном обществе. Модульные и сельские дома культуры как центры культурной и социальной жизни могут играть ключевую роль в организации досуга спортивной направленности для различных категорий населения. Предоставляя доступные возможности для занятий спортом и физической активности, Дом культуры может способствовать укреплению здоровья, повышению качества жизни и формированию активного сообщества.
Для эффективной организации спортивного досуга необходимо предлагать разнообразные формы и направления деятельности:
Для успешной организации спортивного досуга необходимо учитывать следующие аспекты:
Учет потребностей и интересов населения: проведение опросов, исследований, открытых обсуждений для определения наиболее востребованных видов спорта и форм активности.
Разнообразие и гибкость программ: предложение различных видов спорта и уровней нагрузки с учетом возраста, пола, физической подготовки и интересов участников.
Создание доступной и безопасной среды: обеспечение комфортных условий для занятий спортом, наличие необходимого оборудования, инвентаря, раздевалок, душевых.
Партнерство и сотрудничество: взаимодействие со спортивными организациями, образовательными учреждениями, общественными организациями, представителями бизнеса.
В отдалённых населённых пунктах, где доступ к культурным и досуговым ресурсам ограничен, модельные дома культуры играют ключевую роль, становясь не только центрами культурной жизни, но и зачастую единственным местом для проведения досуга. Открытие и активное функционирование модульного ДК оказывает значительное влияние на социальную активность населения. Жители проявляют повышенный интерес к культурно-досуговым мероприятиям, активно участвуют в создании творческих проектов, формируют инициативные группы и поднимают социально значимые вопросы, касающиеся досуга всех категорий населения.
Для эффективного функционирования и максимального влияния на сообщество МДК должны выстраивать свою работу на основе тесного сотрудничества и взаимодействия с различными социальными и образовательными учреждениями. Партнерство становится ключевым фактором успеха в обеспечении качественного и разнообразного досуга.
Чтобы выстроить эффективную работу специалисту Дома культуры необходимо заключить творческий договор о сотрудничестве с учреждениями города, поселения. В перечень таких (при наличии) могут входить:
Образовательные учреждения и волонтерские объединения: школы, детские сады, колледжи, техникумы — для проведения совместных мероприятий, мастер-классов, конкурсов, фестивалей, реализации образовательных программ.
Учреждения социальной направленности: дома престарелых, реабилитационные центры, центры социальной помощи семье и детям — для организации мероприятий, направленных на социализацию, интеграцию и культурную реабилитацию.
Библиотеки, музеи, спортивные комплексы: для обмена ресурсами, проведения совместных выставок, спортивных соревнований, культурно-просветительских программ.
Местные общественные организации и инициативные группы: для вовлечения местных жителей в активную культурную и социальную жизнь, поддержки их инициатив.
Содержание договора:
При таком подходе стороны обеспечивают необходимые организационно-управленческие, финансовые и материально-технические ресурсы и условия для реализации программ и проектов совместной деятельности. Объёмы, источники и механизмы привлечения финансовых средств, необходимых для обеспечения отдельных пунктов программы сотрудничества, определяются при согласовании конкретных планов реализации данного соглашения на взаимовыгодной основе и с учётом интересов учреждений.
При этом мероприятия носят как единичный характер, так и осуществляются в виде совместных проектов. Значительную роль в осуществлении совместной творческой деятельности играют ресурсная, материально-техническая база и большой культурный потенциал учреждения культуры.
Такой подход позволяет объединить усилия, ресурсы и опыт для создания более качественных и разносторонних программ и проектов, направленных на развитие и процветание местного сообщества. Партнерство является ключом к успеху в обеспечении доступного и содержательного досуга для всех категорий населения.
Также в целях плодотворного сотрудничества и повышения профессиональных компетенций специалистов сельских и модульных культурно-досуговых учреждений региона, на базе ГУК ТО «Объединение центров развития культуры» реализуется областной методический проект «Клуб возможностей». Проект позволит участникам обменяться опытом и расширить знания в области планирования, проведения и учета мероприятий.
Сотрудникам учреждений рекомендуется принять участие в проекте «Клуб возможностей» с целью расширения своих возможностей по организации работы модульных домов культуры.