ГУК ТО «ОЦРК»
  • Все категории
  • Центр народного творчества
  • Центр развития кино
  • Методический центр по образованию и повышению квалификации
  • Ремесленный двор Добродей
  • Центр проектной деятельности
  • Медиа-центр
  • НП "Культура"
  • Год культурного наследия народов России
  • Школа креативный индустрий
С
По
300025, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1А, Б

Рекомендации по организации эффективной деятельности модульных КДУ

Методические рекомендации предлагают эффективные и малозатратные формы работы по организации востребованного досуга для различных категорий населения в модульных культурно-досуговых учреждениях (при условии 1 штатной единицы).

Современные модульные здания досуговых центров созданы для обеспечения доступности и качества культурно-досуговых услуг в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и других населенных пунктах с малой численностью. Они имеют многофункциональный зал-трансформер (рассчитанный на 49 человек и более), в котором можно проводить мероприятия различной направленности, организовать, при необходимости, книгохранение, разместить необходимое оборудование для выставочной деятельности или организовать помещение для работы клубных формирований.

Таким образом, модульные дома культуры должны выполнять цели и задачи национального проекта «Культура»:

  • увеличение на 15% числа посещений организаций культуры;
  • увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 5 раз;
  • организация культурно-досуговой деятельности с приближением к месту жительства;
  • доступность творческой реализации населения;
  • возрождение и сохранение идентичности нации;
  • популяризация традиционных духовно-нравственных ценностей;
  • патриотическое воспитание гармонично развитой личности.

Помимо национального проекта «Культура» специалист модульного сельского Дома культуры должен быть ознакомлен с ключевыми нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность учреждений культуры клубного типа. К ним относятся:

  • Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
  • Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ;
  • Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 № «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
  • Указ Президента РФ от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 № 608-р «Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • Федеральный закон от 20.10.2022 г. № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации»;
  • Закон Тульской области от 01.02.2023 № 3-ЗТО «О регулировании отдельных отношений в области нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации на территории Тульской области»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2024 г. № 206-р «О Концепции сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния РФ на период до 2030 года»;
  • Федеральный закон «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999 № 7-ФЗ;
  • Постановление Правительства Тульской области от 25.01.2018 №33 «Об установлении мест традиционного бытования народных художественных промыслов Тульской области и Порядка отнесения изделий, изготавливаемых на территории Тульской области, к изделиям народных художественных промыслов»

Модульные культурно-досуговые учреждения в небольших населенных пунктах должны стать центрами притяжения всех групп населения, одними из наиболее посещаемых мест и обеспечить условия для массового отдыха населения.

Для обеспечения работы культурно-досуговых центров в модульных культурно-досуговых учреждениях необходимы универсальные специалисты в сфере культуры (Т-специалисты), которые могут расширить спектр услуг за счет привлечения сообщества активных жителей, создать условия для совместных действий для коммуникации людей, творческого просвещения, совместного отдыха, с учетом коллективных потребностей различных категорий населения. При размещении в модульном здании дома культуры и библиотеки, возможно совмещение должностей, следовательно, специалист должен обладать необходимыми знаниями и компетенциями для обоих специальностей, а также вести информационную деятельность, заключающуюся в ведении социальных сетей и продвижении мероприятий учреждения.

Алгоритм организации эффективной деятельности новых культурно-досуговых учреждений модульных культурно-досуговых учреждений:

 

Одним из эффективных способов решения этой задачи является проведение анкетирования среди жителей населенного пункта.

Анкета для опроса состоит из ряда вопросов и включает перечень ключевых услуг, необходимых для эффективного выполнения показателей Национального проекта «Культура».

Данный метод изучения потребностей населения в сфере организации досуга наиболее эффективен, поскольку раскрывает и выявляет:

  • Целевую аудиторию (пол, возраст и семейное положение жителей, их промежуток времени для посещения сельского дома культуры);
  • Активность и вовлеченность в культурную жизнь региона (поможет выявить лидеров, которые могут стать руководителями клубных формирований);
  • Интересы и увлечения жителей (поможет определить направленность клубных формирований и тематику мероприятий);
  • Желаемые формы досуга (мероприятия, которых не хватает в населенном пункте);
  • Платежеспособность (желаемая стоимость культурно-досуговых мероприятий);
  • Ресурсы получения информации (где наиболее эффективно размещать информацию о мероприятиях).

Данная форма анкеты размещается в часто посещаемых местах: магазины, пункты выдачи заказов, школы, детские сады, а также на сайтах и социальных сетях населенного пункта. В случае отсутствия подобных площадок, применяется метод подомового обхода.

Для получения эффективного результата необходимо опросить не менее 50% проживающих на территории.

После опроса рекомендуется провести анализ данных, определить направления работы, исходя из потребностей населения и возможностей учреждения.

Исходя из данных анкетирования, необходимо выявить наиболее популярные увлечения населения и творчески активных жителей. На основании их увлечений создаются клубные формирования (КЛО), руководителями которых является сотрудник сельского учреждения культуры или инициативный житель села.  Выявление лидеров и привлечение их в организацию деятельности клубов по интересам поможет создать больше востребованных клубных формирований и поспособствует их наполняемости.

Например: Женщина, проживающая в населенном пункте, увлекается вязанием, её изделия высоко оцениваются коллегами и знакомыми (вид увлечения может быть любой). В свободное от работы время она готова обучать вязанию желающих и создавать изделия для реализации в сельском доме культуры, участвовать в конкурсах декоративно-прикладного творчества. Сотрудник дома культуры предлагает ей оптимальные часы и помещение для проведения занятий (на бесплатной основе), при условии руководства клубным формированием и ведением необходимой документации. В свою очередь, руководитель клуба привлекает к участию знакомых и желающих обучиться у неё вязанию. В данном случае, в обязанность сотрудника дома культуры входит подготовка помещения и встреча участников клуба. На время работы клубного формирования специалист имеет возможность заняться разработкой и подготовкой следующих мероприятий.

Кроме того, для выполнения показателей плана мероприятий регионального проекта «Тульское долголетие», рекомендуется принять участие в региональной культурно-образовательной программе «Старше-круче». Программа предназначена для обучения специалистов культурно-досуговых учреждений Тульской области по работе со старшим поколением и дает возможность использовать полученный материал в практической деятельности при работе с представителями старшего поколения. Кроме того, программа направлена на обмен практического и теоретического опыта среди специалистов КДУ, а также способствует повышению интереса к деятельности клубных любительских объединений региона среди старшего поколения.

Для успешной работы клубных формирований необходимо составить расписание занятий, чтобы эффективно использовать досуговые помещения и рационально заполнить часы работы учреждения.

Помимо работы клубных формирований, для выполнения показателей национального проекта «Культура» необходимо проведение культурно-досуговых мероприятий (с учетом их посещаемости). Для эффективной организации мероприятий необходимо задействовать малозатратные формы работы, поскольку такой подход не требует долгой подготовки и возможен к проведению 1 сотрудником.

За основу организации плана мероприятий, рекомендуем рассмотреть метод «культурного конструктора» по объединению усилий населения и сотрудников СДК для организации востребованного досуга жителей села с широким спектром увлечений и интересов.

Метод «культурного конструктора» предлагает принципиально новый подход к оказанию услуг культуры без увеличения штатного расписания с вовлечением и активным участием местного населения (привлечение волонтеров, увеличение доли руководителей любительских объединений, клубов по интересам), где сотрудник КДУ выступает не аниматором, а менеджеров по организации досуга.

Универсальность метода позволяет каждому СДК, изучив интересы, увлечения, умения населения выработать свой план действий.

На основании проведенного анкетирования составляется план ежедневных мероприятий. Тематика проводимых мероприятий может включать в себя многие аспекты.  Для примера можно предложить следующие варианты досуговых занятий:

День недели Тема дня (интерес, увлечение) Формы малозатратных мероприятий
понедельник смотрим кинопоказы, выставки ДПТ, фотографий, рисунков, цветов, овощей.
вторник думаем интеллектуальные игры, викторины, брейн-ринги, мозгорубка, настольные игры.
среда слушаем творческие встречи с поэтами, музыкантами, виртуальные концерты (онлайн-просмотры спектаклей, концертов с последующим обсуждением, прослушивание музыкальных произведений (классика, рок, авторская песня) с последующим обсуждением).
четверг говорим дискуссионные клубы, обсуждение насущных вопросов села, общественные слушания.
пятница рисуем мастер-классы по оригинальным техникам ИЗО: Сoffee-art — оригинальная техника создания картин с помощью кофе, отпечатки поролоном, кляксография, монотипия, граттаж, воздушные краски, «мраморная» бумага, рисование водой, отпечатки овощами и фруктами.
суббота фотографируем фотокроссы по памятным и красивым местам с последующей публикацией работ в социальных сетях, на сайте учреждения, администрации МО.
воскресенье ходим квесты, игры-бродилки с местной тематикой, пешеходные экскурсии по селу, краеведческие моционы, променады.

 

Также можно использовать и другие активности в зависимости от потребностей населения и возможностей учреждения:

танцуем (видео-уроки или мастер-классы по танцам, включая онлайн-трансляции по согласованию с экспертами; тематические танцевальные вечеринки: русские, бразильские, африканские, средневековые, молодежные)

учимся (курсы, онлайн-занятия по комьютерной грамотности, иностранному языку, рукоделию, фотографии, ведению страниц в социальных сетях, по безопасности для пожилых/молодых, школы правовой и финансовой грамотности, стиля)

бегаем (спортивные занятия различных видов: скандинавская ходьба, пилатес, стрейчинг, ЛФК)

готовим, едим (мастер-классы по кулинарии, консервированию, правильному/здоровому питанию (советы медиков)

мастерим (мастер-классы по ДПТ, лайфхаки по ремонту мебели, интерьеров, садовых построек, техники, мастер-классы в гараже)

творим (встречи по обсуждению праздников села, репетиции, подготовка творческих выступлений, декораций)

вспоминаем (вечера памяти, посвященные ярким событиям в истории села, замечательным людям, передовым предприятиям, подвигам и трагедии ВОВ, мероприятия по популяризации традиционной культуры, объектов нематериального культурного достояния народов России)

боремся – (батлы, соревнования, конкурсы) (кто дальше бросит валенок, кто лучше играет в шашки, кто выиграет в лапту, народные игры (инвентарь без затрат).

Для организации разнообразного досуга населения рекомендуется организация гастрольной деятельности на базе модульного сельского Дома культуры, который станет площадкой для выступления профессиональных артистов, народных и образцовых коллективов региона.

Для организации гастрольной деятельности и оказания досуговых услуг на платной основе рекомендуется организовать сотрудничество с государственными учреждениями культуры региона, КДУ и творческими коллективами, мастерами близлежащих территорий:

  • ГУК ТО «Тульская областная филармония им. И.А. Михайловского»;
  • ГУК ТО «Тульский областной театр юного зрителя»;
  • ГУК ТО «Театр кукол»;
  • ГПОУ ТО «Тульский областной колледж культуры и искусства»;
  • ТУК ТО «Объединение центров развития культуры» (для организации выступления народного фольклорного ансамбля «Дежа», проведения интерактивных программ и мастер-классов от ремесленного двора «Добродей», передвижных фотовыставок и выставок ДПИ, выставок-концертов, игр и т.п.);
  • Творческие коллективы (образцовые, самодеятельные) культурно-досуговых учреждений ближайших муниципальных образований;
  • Мастера декоративно-прикладного искусства по традиционным Тульским промыслам и ремеслам и иных форм ДПИ, для проведения профессиональных мастер-классов.

Дополнительная информация, Положения о вышеуказанных программах и проектах, методические рекомендации по организации востребованного досуга и оформлению документации в культурно-досуговом учреждении размещена на сайте ГУК ТО «Объединение центров развития культуры».