Каждое изделие, выходящее из-под рук народного мастера РФ, члена союза художников России И.Д.Бежиной, иначе как произведение искусства не назовешь. И не удивительно, что к ней в очередь выстраиваются специалисты многих сокровищниц декоративно-прикладного и изобразительного творчества. Ее работы занимают почетное место в Государственном Русском музее, музее игрушки в Сергиеве-Посаде, Государственном Эрмитаже, художественных музеях Тулы, Рязани, Вологды, Омска, Красноярска… Их охотно приобретают российские и иностранные владельцы частных коллекций.
У Ирины Дмитриевны изысканный вкус, тонкое понимание формы и композиции. Ее изделия поражают разнообразием, элегантностью, их будто окутывает аура любви и нежности. Эти фигурки необъяснимым образом передают заряд позитивной энергетики из той культуры, корни которой уходят в далекое прошлое. Ведь мастерица возрождает и развивает самые древние промыслы – филимоновской и тульской городской глиняной игрушки. И та, и другая изготавливались с незапамятных времен, они относятся к традиционным народным ремеслам тульского края.
В последнее время мастерица больше внимания уделяет восстановлению утерянных направлений тульской городской глиняной игрушки. Это ремесло занимает особое место. Специалисты считают, что оно зародилось чуть ли ни с момента основания Тулы. В старинных письменных источниках упоминается: за Упой была образована слобода «Большие гончары».
Нетрудно догадаться, что на поток там был поставлен выпуск не только великолепной посуды и предметов быта, но и, конечно же, глиняных игрушек. Мастера и подмастерья, возможно, отдыхая от основной рутинной работы, с удовольствием лепили из глины себе «для души» и детишкам на забаву замысловатые безделушки.
Менялись времена, люди, претерпевала изменения и игрушка. Так, в романтическую пушкинскую эпоху в моду вошли игрушки-скульптурки, прозванные «князьками». Появились мастера, которые ремесло предков обогатили новыми стилизациями и собственной импровизацией. Получилось очень мило и здорово. Такие вот загадочные барышни в строгих платьях, причудливых шляпках с диковинными украшениями и запали в душу тульской мастерицы. Заниматься изучением их изготовления оказалось потрясающе интересно и на долгие годы женскую натуру захватило, увлекло.
Природа щедро одарила Ирину Дмитриевну способностью быстро схватывать самое важное, запоминать и воплощать затем в свою работу, в изделия. Технология тут особая, она требует выдержки, прилежания, смекалки. Немалая задача, в какую одежду очередного «князька» облачить, каким кружевом нарядить, какими цветами украсить. Приходится столько ума, душевного тепла и нежности вложить, чтобы получился действительно музейный экспонат! Зато смотришь на готовую коллекцию изделий мастерицы и выстраивается удивительная цепочка ассоциаций – настоящий калейдоскоп прошедших времен.
Для такой работы требуется и особое эстетическое восприятие. Этому И.Д.Бежина училась в Абрамцевском художественно-промышленном училище, откуда вышла художником по керамике. Ныне она и сама преподает, прививает молодым наследникам Левши подлинные нравственные ценности, традиционную культуру, а также, безусловно, знакомит с историей и современностью тульского самобытного народного творчества.
Она - постоянная участница городских, региональных, зональных, Всероссийских и Международных художественных выставок.
Избрана членом международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. Награждена орденом Доброты, почетным знаком Управы г. Тулы «За заслуги перед городом» 11 степени.