Технология изготовления филимоновской игрушки Одоевского района Тульской области

Филимоновская игрушка является одной из самых древних в России. Родина её – деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Впервые Филимоново упоминается в письменных исторических источниках середины XVI в. в связи с именем князей Воротынских, подаривших деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоановича к рождеству Пречистыя в Настасов монастырь деревня Филимоново». Появиться на свет деревня могла много раньше и возможно в древности, как и весь Одоевский край, «обитаема» была вятичами. При сравнении вятической керамики, одежд, височных колец с филимоновской игрушкой обнаруживается сходство в многозначности символики, орнаментике, цвете.

На раннее происхождение деревенской миниатюры указывают многие признаки, прежде всего её сюжеты (женщины с детьми и птицами в руках, олени, коровы, петухи) и элементы росписи (разнонаправленные полоски, звезды, ромбы), восходящие к дохристианским формам славянского культа. В традициях русской деревни, в том числе и Филимонова, прослеживается связь игрушки со славянскими праздниками, посвященными годичному кругообороту сельского хозяйства. Таков обычай изготовления множества фигурок, приуроченных к языческим гульбищам, а после принятия христианства – к ярмаркам на Пасху, Благовещение.

Тощие, недостаточные для развития земледелия почвы давали плохой урожай, и развитие побочного промысла было необходимо. Богатые залежи хорошей глины послужили основой возникновения в Филимонове и соседних деревнях гончарного ремесла. На игрушки шла глина особого сорта – «синика», запасы ее находились лишь вокруг Филимонова.

Все народные игрушки созданы в определенной стилистической плоскости. Здесь не фактический, не натуралистический подход к изображаемому, а стилистический. Художник вполне сознательно, смело перерабатывает форму. Единая пластическая логика имеет место и в женских фигурках, и в фигурках солдат, изображении зверей и птиц – это преувеличение, гиперболизация вертикали. Деформация здесь вполне оправдана, и по образу игрушка безошибочно узнается.

Филимоновская игрушка – уникальное явление в русском народном искусстве. Почти все скульптурки - свистульки, а свист, крики, громкие удары в глубоком прошлом служили магическим средством отпугивания враждебных сил. Среди всего многообразия самым распространенным и любимым является образ птицы. Так же, как и другие животные, птица несет в себе символическое значение. В русском народном искусстве она утвердилась как символ солнца, тепла, света, воздушной стихии, вестник счастья, урожая. Существует много вариантов исполнения «уточек», «петушков «и «курочек»: и в парах, и в одиночку. У «петушков» присутствует хвостик вместо свистка, а курочка изображается чаще всего в гнездышке или кормящей цыплят.

Очень распространен сюжет дерущихся «петушков» или парные композиции с солдатом, барынькой, лисой или медведем. Статные барыни с детьми и птицами подмышкой, горделивые кони, важные всадники, длинноногие солдаты, танцующие пары, семьи на скамейках. Популярны сюжеты «Медведь смотрится в зеркало», «Солдат кормит курицу», «Жених и невеста». Фигурки тесно сплетены друг с другом или соединены общим основанием.

Традиционными сюжетами игрушек были «барыни» (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода). А так же «солдаты» и «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин». У барынь обычно высокая юбка-колокол с плавным пологим расширением книзу, создающим устойчивое основание. По сравнению с юбкой верхняя часть туловища кажется маленькой. Ее уравновешивают фигурки ребенка на руках и курицы подмышкой. На голове у «барыни» лихо сидит шляпа с высоким верхом, а иногда и настоящим куриным пером, воткнутым в глиняное тесто.

Филимоновские «солдаты» - это отдельно стоящие фигурки, высокие, в характерных костюмах: френче в талию, с погонами, белой манишкой и пуговицами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоких каблуках, которые создают дополнительную опору.

Своеобразие филимоновской игрушки исходит из свойств местной глины «синики». При просушке она быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Таким образом, появилась удлиненность пропорций. Вязкая, однородная, как тесто, эта глина легко мнется и формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить ее по частям, примазывая их друг к другу.

По форме филимоновские игрушки однообразнее, чем каргопольские, вятские. Это связано с тем, что в Филимонове делают почти исключительно свистульки, а наличие свистка определяет, подчиняет в какой-то мере форму туловища. Но некоторое однообразие все же не мешает филимоновской игрушке быть изощренной, утонченной и даже рафинированной. Ей присуща особая экспрессия. По пластической выразительности филимоновская игрушка ярче любой другой русской игрушки.

В лепке у филимоновских мастериц поверхность абсолютно гладкая. На ней почти нет налепов, имитирующих воротнички, фестончики и тому подобное. В филимоновской пластике все обобщено и чуждо подробности. Игрушка эта спокойна и некриклива.

Особенность глины «синика» заключается также и в том, что после обжига она приобретает ярко-белый цвет и не требует побелки. Сочетание белой глины и ярких красок росписи придает игрушке праздничный вид.

Своеобразна и роспись филимоновской игрушки. До 1972 года филимоновскую игрушку расписывали анилиновыми красками на курином яйце, куриными перышками. А уже позже и по сегодняшний день мастерицы пользуются разными красками: лаковыми с анилином и акриловыми. В традиции мастерицы использовали 3-4 цвета: желтый, красный или ярко-розовый(фуксиновый), изумрудный или зеленый и голубой. Отдельно мог быть ещё фиолетовый цвет. Краски были прозрачными и при наложении одной на другую меняли цвет: фуксиновый по желтому получался ярко-красный, изумрудным по желтому – ярко зеленый, изумрудным по фуксиновому – фиолетовый. Современные мастера придерживаются традиций и сегодня. Как правило, росписи учились с детства. За многие годы работы накапливался опыт, знания, зрительная память. Повзрослев девушки росписывали игрушки на основе традиционных элементов, импровизирую, составляя свои неповторимые орнаменты или цветовые композиции. Ни одна игрушка не повторялась. До 1972 год игрушку обжигали в гончарных горнах вместе с гончарными изделиями (махотками, горшками, зеленушками, трубами для печей и лежанок). Современные мастера лепят из той же глины, что и старые мастера, обжигают в муфельных печах, расписывают игрушку по белому фону, без грунтовки (игрушка после обжига становится белой).

Любители филимоновской игрушки называют ее «маленькой радугой» или «солнышком». 

Игрушечные промыслы к концу XIX далеко ушли от своего первородного естества. Их изделия становились декоративными сувенирами. Филимоновская же игрушка упрямо продолжала выражать свою крестьянскую сущность во многом потому, что ее создатели были крепко связаны с землей, деревенским трудом и надолго сохранили цельность народного художественно-образного мироощущения. Период расцвета филимоновский промысел пережил с середины XIX до конца 20-х годовXX века. Во время Великой Отечественной войны игрушку в Филимонове не лепили. Только в 1950-е годы экспедиция НИИ художественной промышленности обнаружила, что в деревне вновь делают свистульки. В конце 50-х – начале 60-х годов они появились на московских выставках и стали настоящим откровением.

Самый расцвет промысла пришелся на послевоенные 60-е и 70-е годы XX века, когда ещё не так активно уезжали в города. В то время государство старалось помочь развить промыслы. Создавались производственные цеха, артели с подчинением Министерству местной промышленности, которое работало по системе вала. Все это не лучшим образом сказывалось на игрушке, так как основной акцент делался не на качестве, а на количестве.

Вот такая артель была создана в Малых Красенках (деревня, плавно переходящая в Филимоново). Когда- то в жилом доме Кочетковых, Дмитрия Семёновича и Аграфены Ильиничны, была создана артель, которая подчинялась Крапивенскому обозному заводу, где работали: Дербенёва Анна Иосифовна, Евдокимова Елена Кузьминична, Зайцева Анна Гавриловна, Илюхина Пелагея Павловна, Карпова Елена Ивановна, Карпова Александра Гавриловна, Карпова Антонина Ильинична, Князева Анна Ивановна, Лукьянова Евдокия Ильинична, Маликова Фекла Васильевна, Масленникова Александра Федоровна, Масленникова Пелагея Григорьевна, Шурухнова Матрена Федоровна.

В 70-е годы огромную роль в сохранении и поддержке филимоновского промысла сыграл Союз художников России. Четырех мастериц приняли в СХР и заключили в последующие годы с ними авторские договора. Это были Зайцева А.Г., Карпова А.Г., Карпова А.И., Масленникова А.Ф., а несколькими годами позже приняли ещё троих: Дербеневу А.И., Евдокимову Е.К. и Лукьянову Е.И. Они стали самыми яркими и талантливыми мастерицами ХХ века, которые до конца своей жизни трудились в промысле. В 1982 году трем мастерицам Зайцева А.Г., Карпова А.Г., Карпова А.И. было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».

В 60-е – 80-е годы в промысле очень активно работали следующие мастерицы – дочери именитых мастеров: Алдохина М.П. (дочь Карповой А.Г.), Карпов М.П. (сын Карповой А.Г.), Марченкова М.Н. (дочь Карповой А.И.), Масленникова В.Н. (дочь Дербенёвой А.И.), Петрова Е.Н. (дочь Карповой А.И.), ставшие членами Союза Художников России в 1993 году, Карпова П.С. (дочь Зайцевой А.Г.).

В 80-е годы промысел пополнился молодыми потомственными мастерами. Уже «без опеки», самостоятельно работали Гончарова А.И. (внучка Карповой А.И.) и Орлова Е.А. (внучка Дербенёвой А.И.), ставшие в 1989 году членами Союза Художников России. В это же вмеря в Туле мастерству обучались Бежина И.Д. и Серегина О.А. Продолжила мастерство своей бабушки Фокина Т.Т. (внучка Карповой А.Г.). Немного позже промысел пополнился ещё одной мастерицей Колосковой Е.М. (сейчас Палевской Е.М.).

С 1998 года первые самостоятельные работы стали появляться у Романовой А.В. (дочери Гончаровой А.И.) и Орлова Р.В. (сына Орловой Е.А.). С 2000 года они активно работают в промысле, а в 2012 году стали членами СХР.

С начала ХХI века до нашего времени наиболее активными мастерами в промысле являются Орлова Е.А., Масленникова В.Н., Орлов Р.В., Гончарова А.И., Романова А.В., Макаричева А.А. (дочь Князевой А.И.), Бежина И.Д., Левитина И.К., Кехаиди Е.И., Мишина Г.В.. К сожалению, в 2014-2015 годах не стало Марченковой М.Н., Карпова М.П., Лукьяновой А.А. и Першина В.Б. В ноябре 2017 года не стало Макаричевой А.А. По состоянию на 2017 год в промысел добавились ещё мастера Дроздовская Е.А., Кехаиди К.Н., Кехаиди П.К., Орлова М.С. Пробует себя в мастерстве невестка Гончаровой А.И. – Гончарова Т.Э.

 

Описание лепки.

Уточка.

Обучение лепки в филимоновском промысле начиналось с самого простого пластического образа по форме, с лаконичными линиями – с уточки. И в дальнейшем навык, приобретенный в умении лепить уточку, давал возможность перейти на более сложные формы лепки, а именно к лепке животных на 4-х ногах: конь, бараны, олени, козы и т.д.

Основы лепки уточки:

  1. Раскатываем жгутик в виде «морковки».
  2. Сгибаем по середине под углом 90°.
  3. Где узкая часть «морковки» - будет голова, где толстая – будущий свисток или плоский хвост (если лепим селезня).
  4. С середины туловища снизу сдвигаем глину вперед – это будут лапки, а назад – свисток.
  5. Вытягиваем – подтягиваем глину наверх – вылепливаем голову: клюв плоский и хохолок-шапочку.
  6. Лапки делаются делением глины подготовленной для лапок пополам ребром большого пальца. Некоторые мастерицы используют для этого «пичушку-стеку».
  7. Свисток делается таким образом: лепится дупло указательным пальцем во внутрь туловища и вытягивается спинка свистка. Затем, делаются защипы, и стягиваются в одну трубочку-дудочку и хорошо приминаются, чтобы не было складок.
  8. В процессе лепки уточка несколько раз отглаживается и последний этап – прокалывание свистка.

Для этого нужны «пичушка» и нож:

  1. срезается кончик ножом;
  2. плоским концом пичушки в подготовленный свисток под углом делаем отверстие
  3. отступаем 1 см – делаем надрез и счищаем глину вниз;
  4. придерживая пальцем, аккуратно вытаскиваем пичушку;
  5. в образовавшейся ложбинке от пичушки вниз отступаем 1-2 мм и прокалываем плоской частью пичушки до появления дырочки и регулируем нижний край – пробуем свист;
  6. делаем боковые дырочки.

Барыня.

  1. Раскатываем жгут в виде «морковки» кубастенькой.
  2. Постукиваем о стол, чтобы нижняя часть стала ровной.
  3. По центру нижней части указательным пальцем выкручиваем отверстие постепенно увеличивая диаметр с одновременным вытягиванием равномерными движениями вниз и вширь, выравнивая большим пальцем край юбки барыни.
  4. Далее от талии сгоняется сглаживанием большим пальцем глина наверх для туловища барыни.
  5. Делим на две части: 1 – больше на шею и голову, 2 – меньше на ручки.
  6. Вытягиваем и формируем до конца туловище, шею, голову и руки.
  7. Отдельно вытягивается уточка без лапок со свистком. Прижимается(прищипывается) около головы – делается это место по тоньше, чтобы прилепить, как правило под левой рукой у барыни.
  8. При прокалывании свистка, по традиции делается одна дырочка с боку, а не две.
  9. У барыни вылепливается шляпка, у барыни-крестьянки голова с прической, с гребешком, с венком или шапочкой-капором или имитацией платка.
Паспорт объекта

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ ОДОЕВСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Этнос: Русские
Конфессия: Православие

Язык: Русский. Наречие - средне-русское

ПАСПОРТ ОБЪЕКТА 

Этнос:

Русские

Язык:

Русский, наречие – среднерусское

Автор описания:

Гончарова А.И., потомственный мастер филимоновской игрушки, народный мастер РФ, член Союза художников, искусствовед, специалист Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма» г.Тула; e-mail: dpi.ock@tularegion.org

Экспедиция:

Место фиксации: Тульская область, Одоевский район, деревня Филимоново

Место хранения: Центра народного творчества ГУК ТО « Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

Библиография:

1.Очерк Одоевского уезда Тульской губернии. Тульские губернские ведомости 1861.-№15,18,21,22,28,30,42,43

2.Богуславская И. Я. Проблемы традиции в искусстве современных народных художественных промыслов. Л., 1981.-С.16-43

3. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. –Л.:Искусство, 1975. – 142с. С.9,14,15,68-87, ил. № 66-91а

3.Кузнецова О. Филимоновская игрушка / Народное творчество/ - 2006 г. №1

4. Авсянник Е.В.Тульские промыслы. – Киреевск, 2006. – с.26

5. Карасева (Палевская) Е.М. Народная глиняная игрушка как эстетическая модель современного дизайна (на примере филимоновской игрушки). Диссертация на соискание ученой степени кандидат искусствоведения. Защищена в 2002 г. Москва, ВНИИТЭ.

Галерея


Видео