Технология изготовления трещотки в деревне Кураково Белевского района Тульской области

Трещотка — самобытный русский народный музыкальный инструмент. Районы бытования — Калужская, Курская, Орловская, Тульская области. Играют на трещотках преимущественно женщины, ритмически сопровождая величальные, плясовые, игровые и свадебные песни. В некоторых случаях используется как сольный инструмент с пением либо с гармоникой для сопровождения частушек, а также в составе инструментальных ансамблей. Для дополнения тембровой окраски к нему привязывали колокольчики или бубенцы.

История возникновения русских музыкальных народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.

В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов.

Трещотка исконно русский музыкальный инструмент, представляющий собой ряд деревянных плашечек, нанизанных на кожаный ремешок. Сухие деревянные пластинки отделены друг от друга небольшими планками у основания, за счет этого и образуется довольно специфический, но приятный слуху звук, напоминающий треск. Трещотка изготавливается обязательно из совершенно сухого дерева, желательно дуба - именно это обеспечивает музыкальные свойства инструмента.

Более подробное описание изготовления тульской трещотки мы получили из этнографической экспедиции в деревню Кураково Белевского района в 2016 году.

По воспоминаниям Половова Виктора Васильевича (1949 г.р.), проживающем в деревне Кураково Белевского района, жители многих деревень занимались изготовлением трещоток.

Трещотки в начале ХХ века в деревнях не делались на продажу. Только истинные мастера могли сделать звучащую трещотку.

Конструкция трещотки простая, поскольку набирается из двух десятков тонких дощечек не более 18 сантиметров длиной. Но подготовительный процесс достаточно долгий. В лесу надо было выбрать старый дуб, который не менее двух лет стоит сухой, но не гнилой. Его необходимо было простучать палкой, если он звенел, то дерево срубали и распиливали на чурбачки. Далее при помощи стального инструмента килы и киянки, чурбачки осторожно раскалывали на небольшие дощечки толщиной около 5 см. При распиливании заготовки на дощечки нужно учитывать расположение полос структуры дерева, которые должны проходить по всей длине бруска. При изготовлении прокладок слой дерева также должен проходить по их длине, в противном случае во время игры на готовом инструменте при ударе пластинок одной о другую они растрескиваются по всей длине.  

Эти заготовки замачивали в воде на 1 час. Далее их обрабатывали рубанком, а шлифовкой догоняли до нужного размера. Потом изготавливали промежуточные деревянные прокладки толщиной до 5 мм, их устанавливали между дощечками.  Их наличие позволяло разъединить между собой дощечки, отчего звук от их ударения становился значительно сильнее и звонче. К каждой дощечки и приложенной к ней прокладке, отступив от краев примерно по 10 миллиметров, просверливали отверстия диаметром 7 мм, можно меньше, главное, чтобы продеваемая в них кожаный шнурок сидел плотно. Все дощечки с прокладками продевали поочередно, стараясь, чтобы они сидели плотно. На выходах веревки завязывали по четыре узла, а свободные концы в неширокое кольцо, используемое для удержания инструмента.

Трещотку берут за концы веревок в обе руки. При исполнении трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно, потому что вверху пластины плотно скреплены узлами. Коротким толчком свободной части обеих кистей трещотка как бы мгновенно сжимается. Пластины стукаются друг о друга, издавая треск. Манипулируя кистями рук, ударяя ими то одновременно, то порознь, можно извлекать на этом инструменте самые разнообразные ритмы. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.

Паспорт объекта

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ИНСТРУМЕНТА - ТРЕЩОТКА В ДЕРЕВНЕ КУРАКОВО БЕЛЕВСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Этнос: Русские
Конфессия: Православие

Язык: Русский. Наречие - среднерусское

 

ПАСПОРТ ОБЪЕКТА

Этнос:

Русские

Язык:

Русский, наречие – среднерусское

Автор описания:

Кузнецова Г.В. специалист Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма» г.Тула; e-mail: dpi.ock@tularegion.org

Экспедиция:

Экспедиция 2016 года: группа специалистов Центра народного творчества

ГУК ТО  « Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»   

Место фиксации: Тульская область, Белевский район, деревня Кураково

Место хранения: Центра народного творчества  ГУК ТО « Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма»

История выявления и фиксации:

Сведения об изготовлении народного инструмента были записаны сотрудниками Центра народного творчества ГУК ТО «Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма» в 2016 году. Произведены видео и фото фиксация

Библиография:

Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских музыкальных инструментах. – Москва, Советский композитор, 1976, -С.18-19

Поветкин В.И. Открытие трещоток новгородских. - Москва, 2001,-С.161

Видео